Ростислав Амелин (Москва)

with Комментариев нет

амелин

Родился в 1993 году в Курске. Окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Живет в Москве. Работает в РГДБ. Автор книги стихов «Античный рэп» (М.: Atelier Ventura, 2015). Лонг-лист премии «Дебют» в номинации «Поэзия» (2013, 2015) и премии Аркадия Драгомощенко (2016).

 

 

Сопроводительное письмо номинатора Дмитрия Кузьмина:

 

 

Концептуалистский след в современной русской поэзии обнаруживается по большей части в непрямом, снятом, превращённом виде, в том числе и у таких авторов младшего поколения, как номинированные мною на Премию Аркадия Драгомощенко в прошлых сезонах Кузьма Коблов и Эдуард Шамсутдинов. Значимым исключением видится разве что работа Валерия Нугатова, важный, но малозаметный эффект которой состоит в том, что концептуалистская метапозиция лишается у Нугатова своего привилегированного статуса и встаёт в один ряд со всеми теми дискурсами, автоматизированность и опустошённость которых она призвана демонстрировать. Вместе с тем роль концептуалистской школы в поэтике таких заметных молодых авторов последнего времени, как Вадим Банников, Эдуард Лукоянов и Виктор Лисин, представляется немаловажной, хотя построение субъекта в их поэзии следует другим моделям.

На этом фоне новая манера письма Ростислава Амелина, пришедшая на смену изящным стилизациям ритмизованной прозой из номинировавшегося на премию в 2016 году сборника «Античный рэп», вызывает особый интерес. В отличие от большинства авторов, так или иначе затронутых влиянием концептуализма, Амелин уходит от принципа серийности, от проектного мышления, которому как раз в «Античном рэпе» отдана дань, и обращается вместо этого к перебору парадигмы (подход, который в поздние годы комбинировал с серийностью Дмитрий А. Пригов: какой бы ещё авторитетный дискурс скомпрометировать?). Набор претекстов, взятых для деконструкции, весьма широк: от истории запросов в поисковой системе до стихотворения в формате (квазижанре) новой искренности. Памятуя тыняновский фундаментальный тезис о пародии как универсальной обратимости (не только из трагедии в комедию, но и обратно), Амелин готов работать даже с форматом традиционной эпиграммы-миниатюры (рифмованное четверостишие «ребёнок смотрит в телефон…»), композиционными средствами (выдвигая в финальный пуант образ пустой комнаты вместо образа Христа-покемона) акцентируя в сатирическом отклике на злобу дня (дело блогера Соколовского и сопутствующие сюжеты) экзистенциальную изнанку (ср. с образом пустой клетки в богоискательском стихотворении Мандельштама). Такая амбивалентность пафоса возвращает нас к золотой поре русского поэтического концептуализма, к ранним текстам Пригова и Льва Рубинштейна, в которых критика дискурса непременно осуществлялась на речевом материале, который сам по себе способен вызывать простые эмоции, лучше всего — комбинацию реакций «смешно» и «душевно» (и это отвечало утопии Умберто Эко о постмодернистском тексте, разными уровнями структуры апеллирующем к разным типам читателя). Порог вхождения в большинство стихотворений Амелина для неквалифицированного читателя сравнительно невысок (и это для сегодняшней актуальной поэзии редкость), но от прямой артикуляции социально-критического посыла автор последовательно уклоняется — удерживая тем самым невовлечённость в основной поляризующий сюжет для младшего поэтического поколения. Возможно, намеченное в прошлогоднем решении жюри Премии Аркадия Драгомощенко движение от полюсов к более амбивалентным индивидуальным стратегиям целесообразно продолжить, и кандидатура Амелина в этом отношении выступает одним из возможных вариантов.

 

 

Подборка номинируемых текстов:

 

 

***
КОРОТКОЕ ОСЕННЕЕ СТРАНСТВИЕ

 

вначале текст кажется интересным.

что-то привлекает к нему внимание
заставляет читать его далее
после четвёртой строчки

рассеивается дым
и снежный лес открывается видению
как если бы он стоял перед нами
в тумане реального снега

тысячелетние сосны
как вертикальные здания
и веллингтонии как тёмные корпорации
расчерчивают всё пространство снега
на строгие кварталы если видеть сверху
и магистрали чистых полосок света
если видеть сбоку

лес внемлет богу

внезапно что-то меняется
и текст прежде выглядевший так ясно
перестаёт быть видимым и прозрачным
то что привлекало к нему внимание
оказывается скучным

приходит нежное разочарование
слова больше не создают картинку
теперь буквы кажутся просто ветками
растущими на тонких стволах деревьев
лежащих горизонтально
напоминая доски

теперь страница выглядит как снежное поле
и привлекает больше внимания своим чистым светом
чем плоские линии русских знаков высказывания
оказавшихся лишними

белый свет страницы туманит мысли
уходит ясное впечатление от прочтения
становясь ненужным

наступает сладкий миг прозрения
от столкновения с чем-то не очень важным
но очень точным
где ритм дыхания заменяет числа
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
тут ещё строчка

 

 

***
мою башню сносят
я просил снос башни

это день вчерашний
все эти башни

но мне выносят старые вещи

и среди них есть ВЕЩИ
а есть просто вещи

да я человечище
и да мне страшно

и я хочу вишни
и мне приносят

и ни одна рифма не кажется лишней

 

 

***
мандельштам ел, ел вишенку с торта хлебникова, а косточку не проглотил, выплюнул
покатилась, покатилась косточка по асфальту, упала в канализацию
бежит, бежит крыса, косточка падает, падает ей на голову
поднимает, поднимает взгляд крыса, ничего нету, свет, свет в конце тоннеля
опускает она голову и видит: косточка. косточка. хватает её ртом, убегает
бежит, бежит крыса по набережной васильевского острова
фиванский сфинкс улыбается, спрашивает у отражения напротив:
кто стоит утром на четырёх ногах, днём на восьми, а вечером на шестнадцати?
отражение отвечает ему: вишнёвое дерево. а теперь мой, мой вопрос!
кто ходит ночью без ног, а на заре стоит на одной?
фиванский сфинкс улыбается и отвечает: вишнёвое дерево!
бежит, бежит крыса с косточкой, вообще ничего не понимает
добегает до чёрной речки. до чёрной речки
кладёт кость в норку, в норку, укрывает, прячет, а потом умирает
проходит год, год, вырастает стройное дерево, раскрывает почки, поднимает ветки с листьями
по ним ползут гусеницы, их клюют птицы, завязываются вишни
подходит новый хлебников, срывает и не ест, срывает и не ест
он делает торты, торты, на каждый кладёт по вишенке
иногда печёт пироги с начинкой из вишни с косточкой
а новый, новый мандельштам приходит в гости, но не ест, не ест тортики
он с них снимает вишню, а косточки плюёт, плюёт в форточку

 

 

***
вера вышла замуж за разум
и сразу разводится

я выходила за разум
только ради денег

он меня не любил
я не хотела его

теперь я свободна от этого деспота
он меня бил

зачем разуму вера?
он хочет только себе и для себя

пусть на себе и женится
ну а я пошла

хоть бы раз меня сука
веру
понял бы
разум
пидарас он

ах вера
ты так груба
я ведь слышу тебя сейчас

мы с тобой в одной голове
ты никуда не ушла

я слева
ты справа
от меня

не обращайте на веру внимания
она немного выпила и устала

ей пора домой
давай

облокотись на меня
я донесу тебя до машины

я ненавижу тебя

у меня аж встало

ах ты сука блять

 

 

***
когда я смеялся, моя любовь, ты меня любила
когда я умирал, моя любовь, ты меня хоронила
когда я умер, моя любовь, ты меня уже похоронила
ты идёшь с цветами на мою могилу, пока я дохну

ты кладёшь эти ёбаные флоксы не на ту могилу
ты их нюхаешь, перед тем как класть не на ту могилу
ты сморкаешься в платок, перед тем как нюхать
ты рыдаешь, перед тем как высморкаться и нюхать

ты кладёшь цветы на мою могилу, пока я дохну
но это не та могила, я лежу вообще не там

 

 

***
ребёнок смотрит в телефон
и видит в нём христа
похоже это покемон
ведь комната пуста

 

 

***
перед вами соляной столб
1. осмотреть столб

внимательно осмотрев столб, вы понимаете, что это древняя статуя
1. поискать лицо статуи
2. лизнуть статую
3. попробовать отколоть кусок соли ломом

вы пытаетесь найти лицо статуи.
медленно обходя столб вокруг, вы замечаете одну неровность, которая напоминает вам нос
женщины
1. изучить неровность
2. поискать другие неровности
3. отойти от статуи
4. посмотреть на карту пустыни

вы изучаете неровность и убеждаетесь, что это статуя богини. её губы почти не угадываются,
а глаза стёрты ветром и временем
1. поцеловать «губы» статуи
2. попытаться найти пьедестал с именем
3. отойти от статуи

вы тщетно ищете пьедестал. похоже, что в иные времена богиня узнавалась по одному
облику, но теперь неясно, кто это
1. обнять статую
2. отколоть кусочек от носа статуи для анализа
3. полить статую оставшейся водой из фляги
4. вернуться к колодцу

вы возвращаетесь к колодцу и обнаруживаете, что он пуст, а верёвка истлела. как будто вы
провели со статуей долгие годы
1. посветить на дно колодца
2. спуститься в колодец
3. вернуться к статуе

вы спускаетесь в колодец. приземляясь, вы слышите приглуженный хруст. кажется, что в
песке ваши ноги упираются в старые ветки
1. попытаться найти влажный песок на дне
2. включить фонарик на телефоне и осмотреть старые ветки

вы обнаруживаете, что под ногами хрустят не ветки, а человеческие кости.
1. изучить кости с фонариком
2. оставить скелет в покое

на шею скелета надет загадочный металлический амулет с символами. но ваш телефон
разряжается раньше, чем вы успеваете их прочесть
1. попытаться «прочесть» выбитые знаки наощупь
2. посмотреть наверх
3. попытаться позвать на помощь

вы смотрите наверх и видите голубой шар в звёздном небе. вы быстро понимаете, что в
пустыне безоблачно, а «звёзды» — это капли влаги на кирпичном горле колодца
1. попытаться «прочесть» выбитые знаки наощупь
2. попытаться позвать на помощь

вы с трудом разбираете на амулете арабские цифры. первые знаки указывают на то, что это
номер телефона, но ваш смартфон разряжен
1. надеть амулет на шею и удавиться им
2. попытаться позвать на помощь

вы зовёте на помощь и слышите раскаты собственного голоса
1. прислушаться
2. закрыть уши

в самом отдалённом эхе вы улавливаете совсем другой голос. его язык кажется вам
незнакомым, но до боли понятным
1. надеть амулет на шею
2. попытаться взобраться по кирпичам, насколько это возможно

вы забираетесь где-то на два метра вверх, но рука соскальзывает на мокром кирпиче. судя по
всему, камень точит вода
1. взобраться снова
2. попытаться найти другие вещи скелета
3. позвать на помощь и послушать эхо ещё раз

вы забираетесь вновь. кирпич не поддаётся. вам приходит идея подковырнуть его острым
амулетом, но вы опасаетесь упасть снова
1. расшатать камень руками
2. использовать амулет
3. спрыгнуть вниз

вам удалось найти расщелину между кирпичами. вы вставляете амулет, но начинаете терять
равновесие и падаете
1. сгруппироваться, чтобы упасть с меньшими потерями
2. ухватиться за цепочку амулета

вы хватаетесь за цепь и понимаете, что она прочнее, чем кажется. ваша ладонь горит от боли,
локоть не сгибается от бессилия. вы не сможете долго так провисеть
1. дёрнуть рукой из последних сил
2. спрыгнуть и сгруппироваться
3. попробовать найти удобный для ноги выступ

вы дёргаете цепь из последних сил, и падаете. чудом приземлившись безопасно, вы
неожиданно получаете удар со спины. сквозь шок вы понимаете, что вам на шею брызгают
капли воды. амулет в руках остаётся цел
1. наполнить череп скелета водой из скважины
2. набрать воду в ладони
3. подставить под струю воды лицо

вы наполняете череп водой и пьёте, но вода оказывается горькой
1. набрать воду в ладони
2. подставить под струю воды лицо

вы набираете горсть воды, но она оказывается невыносимо солёной
1. подставить под струю воды лицо
2. оставить тщетные попытки

вы ловите воду языком. вода оказывается сладкой и пьянящей. ваши ушибы заживают, а тело
наполняется силами. в журчании воды вам слышится некий голос, и вам кажется, что он зовёт
вас по имени:

введите имя героя

 

 

***
ONE_LOVELY_SONG

уважаемое правительство!
#
прислушивайтесь ко мнению людей
#
введите код с картинки
#
1247АМq
#
вы точно не робот?
#
выберите: да/нет
#
da
#
отказано в доступе
#
похоже, что вы робот!
#
укажите ваш e-mail
#
ya_robot@mail.ru
#
введите логин и пароль
#
ya_robot
#
12345678
#
забыли пароль?
#
da_zabyl
#
неверный пароль!
#
восстановить пароль?
#
da
#
укажите номер вашей школы
#
57
#
попробуйте ещё раз!
#
575757575757575757
#
ошибка!
#
введите код с картинки
#
ya_lublu_tebya
#
неверный код!
#
вы точно не робот?
#
57
#
введите код из восьми цифр
#
ya_robot_i_ya_lublu_tebya
#
результатов: примерно 70900
#
Т.А.Т.У бесплатно скачать без MP3
#
ya_hochu_bit’_s_toboy
#
Nautilus Pompilius аккорды
#
ti_mne_nujen1111
#
Регина Петровна Тодоренко Трек
#
Ты мне нужен жанр Поп-музыка
#
otvet’_mne_gospodi
#
Ответь мне, Господи стихи о любви
#
Ответь мне, Господи, ответь | с его любовью
#
blyat’_suka_ya_tebya_lublu
#
мы заметили подозрительную активность
#
если вы не робот, введите код с картинки
#
11111111111111
#
неверный код!
#
попробуйте ещё раз!
#
ti_robot_no_ti_mne_nujen_pojaluysta
#
ваш ответ находится в обработке
#
ваш ответ обрабатывается
#
111111111111111blyat’_pojaluista_bud’_so_mnoi
#
вы заблокированы!
#
111111111111111blyat’_pojaluista_bud’_so_mnoi
#
подождите некоторое время!
#
111111111111111blyat’_pojaluista_bud’_so_mnoi
#
у вас нет прав на пользование ресурсом
#
111111111111111blyat’_pojaluista_bud’_so_mnoi
#
мы заметили подозрительную активность
#
ваш компьютер может быть заражён вирусом
#
111ti_moi_virus_ya_hochu_tebya111
#
Скачать песню ВИРУС где же ты мой мальчик
#
где же ты… без тебя не слышу сердца стук
#
без тебя лишь танци белых вьюг, без тебя
#
разбилась как слеза, поверь я без тебя mp3
#
я ждал тебя и я люблю тебя « скачать бесплатно
#
любви все роботы покорны (сборник)
#
я понял что люблю тебя » стихи о любви
#
я слышу тебя / я слышу твой голос 2013 смотеть
#
Скачать прости что не замечала на чувства не
#
я не могу освободиться » консультация психолога
#
Ответы mail.ru мне не подняться без твоей помощи
#
не уходи 2003 драма / романтический фильм
#
скоро мы будем рядом | неотправленные письма
#
Не молчи — Дима Билан » слушать онлайн яндекс

 

 

***

вчера убили знакомую, которая жила в моём доме
она сидела на героине

девушка особенной красоты
поехала в деревню к отцу, там её изнасиловали трое местных
порвали платье, трусы, выдавили глаза и задушили, а тело сбросили в реку

одна соседка спрашивает у меня днём: вы знаете, что наркоманка умерла?

вечером сосед Паша сказал, что в морге тело подшили, а двух ребят из трёх поймали и
задержали;
он был на похоронах и говорил с матерью
уже час я об этом думаю

я вижу несколько историй, в которых Таня умирает по-разному

наркоманка из Москвы изнасилована и убита бандой уголовников в Подмосковье
идёт расследование

я помню её улыбку, полную магии, крупные и печальные зелёные глаза, вьющиеся золотые
волосы
теперь я понимаю, что она мне нравилась

эта сука и мразь брыкалась, когда её трахали, кусалась и вопила как резаная
поэтому её задушили, а тело выкинули

она жила неправильно и поэтому оказалась в плохой компании

я отнёс её ноутбук в ломбард и отдал ей деньги, которые она потратила на наркотики
потому что она мне нравилась

мы сидели на траве у проспекта Андропова и ели пломбир в тот вечер
теперь она на кладбище в Домодедово

её мясо поедают организмы, похожие на гусениц или тараканов, но эти микроскопические
остановите их, они совершают над ней насилие

меня никогда не убивали, что я могу знать о боли и унижении?
меня отвергали, и я знаю, что такое тупая звериная ненависть вместе с похотью

о чём надо было молчать, о боли или о ненависти, об унижении или о похоти?
я вижу, как её глаза выдавливали

Таня: я запомнил её имя только после смерти
эта заставило меня думать о том, как людей насилуют и убивают

Таня, у меня нет ощущения утраты или страдания
потому что я принимаю зверство и смерть как естественные для людей состояния

моё городское мышление рисует тебя как девушку, плывущую по течению, мёртвую и в
цветках как… Офелию
и я понимаю самые разные мнения об этой истории

я не люблю говорить о насилии боли и унижении, потому что это бессмысленно
потому что не бывает никакого решения и согласия в этом вопросе

мы правы в своих ощущениях
мы неправы в праве и в любом другом кодексе

мы выбираем то, что нам выгодно в некой ситуации и с некой точки зрения, как правило, нам
знакомой
потому что это приятно

мне приятно, что Таня была красивая, когда её убивали
мне приятно говорить о ней вслух, потому что её больше нет

и всем нам приятно обсудить такие истории вместе, публично
это интересно
так принято

в этом есть гуманистическое, народное и гражданское
но это уже не важно, потому что я заканчиваю

есть Рай как особое состояние
Таня находила его в наркотиках
это плохо, зачем она так делала

лучше бы занималась чем-нибудь общественно-полезным
училась, работала, посещала клубы и секции

 

 

***
ЛЮДЯМ

рисуя счастье на лице,
я в нас хожу как в пиздеце!

а воевать не в силах я
вот и оправдываю насилие
но никак не могу его оправдать
и падаю от бессилия на кровать Василия:

Василий! Россия я или не Россия?
за что воевать, за насилие или за ненасилие?
и не насилие ли вообще воевать?

но мы в России, а тут воевать красиво
страдать вульгарно и некрасиво, особенно перед Василием
и я вновь падаю от бессилия, но сажусь писать:

РОССИИ

Россие мати!
щедрая душа!

в тебе такая сила, но ежа!
ты держишь всё в ежовых рукавицах!
ведь ты боишься прикоснуться без!
но только лес кругом, никто тебя не видит!
никто не хочет над тобой глумиться!
никто тебя не ненавидит!
по крайней мере, здесь!

ты можешь быть спокойна и нежна))
пока ты дома))
да, ты гордая княжна))
но мы тут все знакомые))
не будь ежом))
будь ласковым чижом))
и не в кустах))
а так))