Подборки из опен-колла — 2020 (часть 2)

Герман Винкель. Родился в Смоленске в 2000 году. Учится на факультете истории и права СмолГУ. Публиковался на портале «Полутона». 

 

 

 

Александр Григорьев. Родился в 2003 году. Окончил 10 классов экономического лицея №1 г. Николаева. С 2018 года занимается в кружке литературного творчества «Альтанка» Детского Центра внешкольной работы Корабельного района. Занимал призовые места на всеукраинских литературных конкурсах. Принимал участие в онлайн-резиденции «Літізоляція». Стихи опубликованы в 2019 и 2020 годах в двух альманахах по итогам всеукраинских фестивалей.

 

***
 
Алло Петя
Мы сегодня домой не придем
накрывай стол расставь четыре тарелки
кино закончилось огнем и мы ждем
конца блядского лета
так вот четыре тарелки
из одной сам поешь из другой дети
про кота не забудь покормить надо
а вообще сигарет мне не покупай я если насмотрюсь
надышусь как следует
Петь и еще кое что
Как на опознание придешь знай
у младшенького переводная татушка на левой руке
не перепутай четыре тарелки покормить кота и татушка
до завтра а там посмотрим отвечу или нет
Нас не жди сегодня нас не будет

 

***

по потолку ходят
след остается
там                 куда я на него смотрю
След от ботинка
Пока сплю                там ходят
В моей обуви
Плод пожелтелого потолка
Против          который смотрит
Камнем в него
А когда          полотно
Сейчас бери масляные
Ядовито-желтые цвета
Рисуй яблоки и ткань
Пока их топчут

Павел Гринберг. Родился в Ульяновске. Живёт в Санкт-Петербурге. Ведёт блог: medium.com/glazaglaza.

 

***
 
Почти никого уже нет.
Взрывается и длится — начало заката.
Длится — завершение.
И в каждом доме пыль,
и солнце холоднее и яснее.
Я не могу сказать —
как если бы я тоже становился проще —
и перебираю взглядом вещи.
Ветер гонит меня вслед
знакомым мне местам.
Мне всё ещё бежать:
за каждой трещиной в асфальте,
за углом откоса
у оврага — каждое бежит со мной.
Уже нигде не слышно голосов;
уже идёт, уходит время, чтобы поспевать;
уже я пробегаю вдоль цветущих яблонь
к цветущей яблоне.
Я помню у неё гнездо.
Она теперь цветёт особо густо.
Качает ветер — всё слабее.
Листья травы дрожат слабее — поспевать.
Как тут легко дышать.
Как и любой другой, я смел настолько,
чтобы мной сад не опустел.
И я смотрю неопустевший яблоневый сад:
хоть он ещё не пуст, он замирает.
Сегодня ветер стихнет на ночь. Только с ветки
цветущей яблони вдруг спрыгнула синица,
качнулась ветка.
 
 
***
 
В твою сторону скользнула ветка дерева. Оно так и осталось: твой размытый силуэт, и рядом движение. Вижу, и ты почти в движении. Как текст, который, может, силится — но не создаёт. Ребёнок называет его, подросток хочет обронить, боится, что неискренне.
 
Ты почти не движешься. Тебе уже не измениться.
 
 
***
 
В первой половине октября,
в конце первой половины, на ступеньки
листья опадают, рассыпаясь,
только в воздухе останутся слышны.
Здесь так любой перешагнёт. Здесь я
изобразил руками птицу.
Воскресенье.
Можно углядеть, как оказалось, всё,
что я когда-то обронил.

Рина Денисова. Родилась в Москве в 2000 году. Училась в РГГУ на антрополога, участница поэтической студии А. Родионова и Е. Троепольской. Главный редактор самиздата о современном литпроцессе ГЗИН, драматург. 

 

***

с пятнадцати лет я хочу стать нацболом
анархистом скином марксистом радикальным экологом каким-нибудь активистом
в основном потому что хочется быть молодым бунтарем как в книжках и в фильмах
и как в третьяковке на крымском валу в зале с московскими акционистами
(каждый раз что-то внутри замирает когда спускаюсь по лестнице и слышу people are strange
– это фоновый трек в репортаже 'баррикада на большой никитской. модель, пименов, осмоловский'
там все молодые, счастливо улыбаются, раскидывают листовки, ставят картины, коробки (составляющие баррикаду)
а еще в репортаж вставлены интертитры: лозунги шестьдесят восьмого и реплики ничего не понимающих зрителей
даже милиционеры кажутся не вселенским злом а просто растерянными мужчинами
за тридцать или за сорок
такое вот детское впечатление)
но больше всего хочется быть нацболом
наверное от несбыточности этой идеи
нбп [запрещенная в россии организация] в которую я уже никогда не вступлю
с годами становится только заманчивее, воспоминания людей состоявших в ней все теплее
вообще даже есть представление о том что там были только юные, интеллектуальные, злые ребята
специализирующиеся на культурном терроре
разнообразные ой-панки, поэты, художники, ну и ученые
– у меня кстати был литератор в школе нацболом
это естественно все усугубило –
в общем, романтизация идет полным ходом
(о любви к лимонову я даже не говорю, все и без того понятно).
наверное поэтому я стараюсь не углубляться в политику
потому что я знаю : мне интересен (и это заметно) по большей части эстетический протест
а такое может увести в радикальные дебри, часто кончается грустно и плохо
к тому же нбп давно уже нет

 

КАЖЕТСЯ ЭТО НЕ ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ-1

в интернете сплошные люди с красивыми лицами
либо люди с личными драмами, про каждую можно было бы написать пьесу
когда я сталкиваюсь с чужими сложными ситуациями
а я живу так, что не наткнуться на них нельзя
у меня опускаются руки, я не понимаю, что с этим можно сделать
точнее я думаю – надо бы написать, но не могу понять, как
чтобы это был не прямой пересказ событий.
с какими-то фантастическими сюжетами у меня всегда было плохо,
писать о себе стало неинтересно,
а делать просто красивые вещи
я не хочу, да и теперь не могу.
я терпеть не могу тексты жанра "каково быть поэтом"
потому что обычно их пишут или жуткие графоманы
или живые классики
у последних еще есть какой-то поганый поучающий дух
да и у первых на самом деле тоже
но вот сейчас я пишу текст жанра "каково быть поэтом"
точнее, текст о немоте, о том что нельзя сказать
лев толстой писал: говорите о том, о чем не можете не говорить
у меня вроде бы таких вещей предостаточно
отсутствие диалога, умирающая память
о людях и вещах бывших почти сейчас,
несправедливость, боль, очень много потери,
сильные нежные чувства которые испытываешь
только когда видишь/слышишь какой-то хороший текст
моменты которые существуют на грани реальности
(например, горящая белым неживым светом
детская площадка в темном котле двора
в полном звуковом вакууме),
вот эта самая немота
но кажется у меня нет языка чтобы об этом сказать
(и я понимаю, почему у всех реди-мейды
блэкаут, машинное письмо и все остальное)
а. говорит: идите туда где страшно
мне страшно лишь то, что я не могу говорить
-
любой текст формирует контекст, я пишу все свои тексты
в блокноте на ноутбуке, шрифтом комик санс, кегль 16
в попытке обесценить свой труд
любой текст написанный так выглядит глупо
наверное, так просто проще хоть что-то сказать.

Софья Дубровская. Родилась в городе Ставрополе, в 2017 году поступила в ЛИ им. А.М. Горького и переехала в Москву. Публиковалась на портале «Литкарта», в журнале «За стеной», на сайте культурного проекта «Флаги», в журнале «Гвидеон».

 

***

Львенок зевает.
Соответственно, львиный зев.
Будь сафари — мы бы не выжили,
Но,
Прогоняя твой луч,
Я становлюсь спокойным.

Солнце
Испокон веков
Прожигало сонмы цветков.
А на жаре,
Как следует,
Львенок ширит свой зев.

На заре цветков
Видимо ожерелье!
Это золото
Расцветает в прозрачной келье.
 

***

на костяшках жилки жаворонки пели а под лампой люстрой жужелицы ели разбивалось время развивался день разбежалась в кузов стала коростель

а жучки-конверты зèмлятся на пальцах им же еще плыть в дальний путь справляться рассказали что нам написать в письме размешались кашей карликов-детей

вешний вешний свет млечный млечный гриб перещёлк ушел перешёл погиб утонула пчелка и пошла домой комья тяжкий хрип колья на покой
 

***

мы все погибли
мы все колибри
мы все под гибким
птичьим крылом горим
все это в:ходит
в:ползает
в:бегает
в:летает
все это входит
в ужас войны

Ерог Зайцвé. Родился в 1995 году в Новосибирске. Окончил бакалавриат и магистратуру филологического факультета МГУ. Преподает литературу и немецкий язык. Как поэт-переводчик сотрудничает с издательством libra («Белая княгиня», «Вопсведе» Р. М. Рильке). Как поэт — с театральным журналом «Замыслы». Опубликовал подборку стихов на сайте polutona.ru. В новосибирском «Первом театре» совместно с режиссером Полиной Кардымон и поэтом Иваном Ждановым создал спектакль-променад, основанный на стихах Жданова и Зайцвé.

 


 
 
***

яндекс еда
индекс яда

и да, и нет

доставка:
да, ставка
(100 р. в час)

но давка
(в час пик):
удавка
капиталистического труда

как удав, но
не без яда
(змеяда)

змеяндекс доставка
на змеиндекс
 
 
***
 
вторая третья
четвёртая стена
воды

делает из остановки дом
мокрые стены моего дома дрожат

я никогда не верил, что буду жить в дожде
что доживу до дождя
что довижу

что до воды —
ее уже нет
будто она испарилась
 
 
***

новое зрение:

сообщение
прочитано
и я знаю куда
смотрят твои глаза

я знаю
твои глаза
на моих словах
 
 
***

нервны т.к.
неравны
 
 
***

Мой дед играет на аккордеоне

под землей
в подземном переходе

я узнаю́ его по кепке
по пыльным по зелёным по неуместным кедам
по времени на его часах
по музыке, которой не бывает
по невозможности остаться

Я мелочи ему не брошу
 
 
***

Пора:
и честь знать,
и знать честь.

Дарья Макарова. Художница и поэт, занимающаяся исследованиями темпоральных границ этики, слова как пластичного объекта и флюидности продолжительного и моментального. Окончила РАНХиГС при президенте РФ. Училась в Высшей Школе Экономики и Московской Школе им. Родченко. Живет и работает в Москве.

 

* * *

как говорить после застоя: язык с хребтом надломленным шипитплюется
(неоперабельная плотность)
сгустками тирад
 
скрутился в бесконечность и спиралью
кружиткружит
 
не ясно, вверхвниз назад вперед
 
хватаюсь за в прыть безумствующие мысли. уловками вальтера пытаюсь удержать,
прижать вскормитьвзрастить.
 
но
нет еды, и воды утекли
мгновениями скованного горизонта;
 

* * *
 
вино причастия.
разлил "он" воды страха, афазии, вины сомнений и невроза большинства;]  
разбившись
пустышкой о собственную прихоть.
не раз, не два. шепча туда послания верховного лица. послушно поглощал "он" все, что
дают, вливают, вкручивают и вбивают. не усомнившись в преданности я.
родился !идеальный инструмент!
небрежным жестом плеснул вино во все бокалы. кровавым маслом звонко время стер.
оглушены.
по головами дубиной гулко бьет. не прячась, затаился.
и снова.
неосязаемое тело у "него", ведь нет его, души подавно. что есть душа?
в такое время — больше, чем ?ничто?. в такое время доверяешь только ей.
сканируешь вокруг и пропадаешь в вязкости заботы, оберега, поддержки. выплыл?
= не веришь больше никому.
симптом, пример один из тысяч равноопешивших оказий:
два человека пали жертвами "его"
(гиперобъектность)
через привязанность к друг другу. через любовь, что стала слабостью и рычагом.
за нитки дергают, ломают,
швыряют
об батарею:и гулкий *дыщзззззфф по тонюсеньким квартирам торжественно летит,
провозглашая
насилие как норму.

 

Иван Неткачев. 22 года, живет в Москве. Учился в НИУ ВШЭ, лингвист-теоретик (основная специализация — индонезийский язык, языки Дагестана). Статьи публиковались в журнале "Нож".

 

Автоматическая военная лирика

Эти стихотворения написаны программой: в июне 2018 г. я написал на Python твиттер-бота, который время от времени генерировал короткие верлибры на военную (в основном) тематику. Алгоритм работал примерно так: в него нужно загрузить текст, а он запомнит, какие слова часто идут рядом; дальше он уже сам может порождать тексты. Это, конечно, не все – были некоторые вручную запрограммированные способы порождения новых предложений; внимательный читатель поймет, о чем идет речь.

На входе у программы было много разных вещей: например, часть книжки А. Эткинда «Кривое горе», парочка «Колымских рассказов» Варлама Шаламова, немного из «Илиады» в переводе Гнедича. Некоторое время нужно было экспериментировать, чтобы найти интересный «рецепт». Но это не все. Твиттер-бот постоянно пополнял свой корпус текстов: он сохранял все твиты, в которых что-то писали про войну. Тем самым облик порождаемых текстов постоянно менялся.

Всего за время своего существования (3 дня) бот написал около 400 твитов. Мне пришлось остановить его, потому что я не мог следить за ним все время – а тематика очень чувствительная.

Ниже – моя подборка из этих стихов.

 

***

та жажда и бег и встали
эта свобода и свет и пропали
— —
 

***

видения которые ловят беглецов
видения которые ловят беглецов
когда-то издалека всегда всегда
 

***

Я провел в человеческом образе как хотят
я прошёл в слегка-золотом хохоте когда свистят
право аллур война
 

***

он верил в этом столкнулись с брани
информация должна была раскалена
— —
 

***

анисимов сообщил о холокосте
оно будет только млеком справедливейших смертных
— — — —
 

***

бумаги папки списки навсегда
романов называл меня везут
где —
 

***

что же как и грязные светлые волосы
что же как и грязные светлые волосы
быть — — —
 

***

правда родной быт русского народа
они толкали нас куда нас в россии задолго до 1989 года
убивать — —
 

***

социализм является злоупотреблением и отлично
социализм является злоупотреблением и отлично
хрень война война
 

***

где искать тех кто вам не есть у маяковского
11 сентября 1919 года что сочиняет сейчас уже вызвали
забывать —
 

***

у портрета что младые печали
у конвоя и этические несовместимости
— — — —
 

***

я послушно опустился над отрицательным настоящим
это одна за ним расстилалось — такие случаи неповиновения
— —
 

***

мертвый вновь проиграл все
мертвый вновь проиграл все
— — —
 

***

рифма была расстреляна по полу палат и связующего начала
ясным выражением его погибшим
событие месяцы число
 

***

и сейчас легко познаваемы боги
записать напечатать – сказал начальник
отрезать — — —
 

***

– занят занят – равнодушно сказал невропатолог
мерзляков и ударил сверкающей пикой
фанбоев фанбои
 

***

фельдшер мазал спину мерзлякова поместили в палатке
фельдшер мазал спину мерзлякова поместили в палатке
война права
 

***

ну и внутриполитических целей
ну и внутриполитических целей
иметь

Элла Россман. Историк, соосновательница низового образовательного проекта «Антиуниверситет». Работает в Международном центре истории и социологии Второй мировой войны НИУ ВШЭ. Профессиональные интересы — гендерная история, визуальные исследования, феминистская теория искусства. Научные статьи опубликованы в «Социологии власти», «Журнале исследований социальной политики», «Historyka. Studia Metodologiczne» и др., журналистские и критические тексты — в «Разногласиях», «Открытой левой», «Новой газете» и в других изданиях.

 

Фото: Александра Астахова

 

Листовка

 

Сегодня после приговоров
По делу «Сети»*
Пошел совсем иной отсчет.
 
Что делать когда государство входит в фазу конечной (предсмертной?) брутальности и когда
Абсолютно каждая тема горит во рту и невозможно говорить ни о чем — ни о гендере ни об университете ни о простой логике аргументации без боязни быть схваченным?
 
Это может продлиться недолго но зацепит многих да и чувство умирания стагнации это мучительное ощущение неприкаянности посреди полного беспредела —
 
Их эффект тоже не стоит недооценивать.
 
Я думаю, что пришло время каждому написать для себя какую-то хотя бы небольшую стратегию
Небольшой план
Чтобы не ощущать эту выученную беспомощность
Скулящего под дверью побитого током щенка бессилия
Нужно взять жизнь в свои руки насколько это возможно
Нужно придумать план.
 
Какой план придумала я?
Я для себя его написала сегодня стихийно но вдруг пригодится кому-то ещё я делюсь.
 
Номер 1.
Во-первых я каждый день обязуюсь тратить хотя бы полчаса на назовем это
Обеспечением транспарентности
Проще: передавать информацию
О несправедливости о боли о преступлениях органов безопасности чиновников мелких и крупных князьков
От путина до касамары
Пусть все это это циркулирует ходит по людям от дома к дому от канала к каналу от личной страницы к личной странице от стены и к стене
От клуба до *запрещенной террористической организации на территории России.
 
Я постараюсь выбирать что-то о чём может быть ещё не так говорят но в целом главное — это полчаса в день полчаса в день железно тогда это будет работать это главный момент
 
Может показаться что это посеет лишь смуту что это разводит тоску но нет
Вам кажется.
Главное тут проницаемость главное чтобы не жила тишина в которой
Можно делать всё что угодно
Чтобы не было этих пустых
карманов общественной жизни
Безвенных пространств откуда
так веет смертью холодом и невербальной тоской.
Это номер 1.
 
Номер 2.
Нужно собираться в сообщества в группы
по интересам по духу по слову и мысли
Создавать горизонтальные связи (уже почти написала «сети» и испугалась вот так это слово наполнилось новым и страшным смыслом как быстро это случилось со мной).
 
Сети поддержки сети действия
Сети совместной работы.
Сети людей с которыми
вы будете видеться и
доверять друг другу
И спасать друг друга
И чинить друг друга
Такие сети.
 
Я сама еще плохо умею их создавать: недоверие недостаток
Понимания других умения слушать и опыта солидарности — это все тоже
Основы нашей системы мы не знаем как быть друг с другом
Без трайбализма и милого сплетничества не по домам
или как там
по домохозяйствам
За глухим забором родства и кумовства
А друг с другом
С теми кому ничего не должны но все же обязаны.
 
Я думаю, это ровно тот самый момент когда необходимо очень важно
 
Быть друг с другом или найти тех с кем есть смысл быть
Институтом
 
И создавать механизм сопряжения а не
Сосуществования только
(К последнему кстати я отношу и вежливый интерес и корпоративность и всё остальное где
нет
личного выбора быть).
 
В сторону: интересно, а меня
Смогут посадить за этот текст
Как призыв к чему либо или намерение?
Наверное да нужно лишь
Несколько признаний несколько
Электрических импульсов
Только искра.
Впрочем женщин они пока ещё мало сажают
Это кстати изнанка патриархата обратная сторона
«Двенадцати правил жизни» Джордана Питерсона и
«Загадки женственности» — призрачного
Покрывала надо мной где я прячусь внутри
Сверкающего пространства политики.
 
Так вот.
 
Номер 3.
Это делать свое дело и дальше.
 
Даже если сложно бессмысленно и кажется что никому не нужно
Что нет перспектив
Что только смеются и ничего ничего ничего
Нет дальше
Нужно делать: писать книжку по гендерной истории
Вести мастерскую и свой канал
Водить собаку на улицу и
Читать книжки.
 
Сегодня утром я почти плакала когда поняла
Что пост с какими-то милыми глупостями про мою мастерскую
Критического письма
У меня на канале идет рядом с постом о приговорах по делу «Сети»*:
Мастерская отбор заявок книжки про искусство
Все выглядело неважным посреди
Трагедии когда мой ровесник идет на 16 лет в колонию ни за что.
И так сейчас выглядит весь мой канал: картинки пытки протесты фотки
Моей собаки анонсы курсов про неолиберализм и гендер и снова пытки и фотки.
 
Это странно и стыдно но это и есть
Лицо тирании нашей когда нет только жизни и нет только борьбы
Где нет клубов и *запрещенных организаций а есть
Вот этот странный узел-кулак
Вот этот контент бесконечный
В центре которого под слоями страха и счастья — ты
Такой важный единственный ты.
 
И ты должен быть дальше ты дальше такой
Должен жить.
 
---
У меня еще много мыслей но они пока не оформлены
Во что-то системное точное в план или шаг
А сейчас (повторюсь) очень важно иметь этот план и не метаться бросаясь на каждый новый ужас как будто бы ужас этот — последний.
 
После каждой поездки за рубеж я отчетливо вижу
как мы здесь все привыкли
Жить без плана без перспективы без истории без будущего
как будто бы каждый из дней
Последний и первый.
(И это то на чем наш режим
Стал таким).
Но кажется очень важно понять что впереди
Еще так много дней недель
и ужасов строй за строем и нам придется пройти через каждый из них
И не сломаться не потерять себя и других.
 
В общем такой я себе пока придумала план
Я предлагаю и вам сделать план, и может быть даже о нём рассказать
В первую очередь для себя — проговорить и осмыслить — но
И чтобы другой человек прочитал этот план и тоже сделал свой план
И чтобы все эти планы сложились в одну большую стратегию, а в идеале
В абсолютно
Новый
Уникальный
Совершенно
Гениальный проект
Нашей
Медленной свободы.