Татьяна Губанова (Россия, Самара)

with Комментариев нет

 

Родилась в 1996 году, живет в Самаре, окончила исторический факультет Самарского университета, работает в школе. Публиковалась в местных изданиях и на портале «Полутона».

 

Сопроводительное письмо Анны Голубковой:

 

Стихи Татьяны Губановой производят впечатление законченного и одновременно длящегося высказывания. Однако эти два признака ни в коем случае не противопоставлены, они друг друга скорее дополняют. И несмотря на всю грамматическую сложность подобной мыслительной операции, именно попытка представить нечто полностью завершенное и тем не менее продолжающееся, помогает понять эти тексты. И точно так же все остальные характеристики этой подборки не дают читателю возможности найти окончательную точку зрения, с которой он/она мог/ла бы посмотреть на эти стихи и прийти к определенному выводу. Да, в этих стихах есть эксперимент и вариативность, есть монтаж разноплановых фрагментов, но в то же время есть и прямое высказывание, и стремление к ясности, которое в какой-то неуловимый момент оборачивается следующим витком темноты и тайного прорастания смыслов.

Некоторые направления современной поэзии требуют от читателя полного погружения в текст ради хотя бы приблизительной его расшифровки. Потенциальная свобода оборачивается в таких стихах тотальной необходимостью интерпретации, отказаться от которой просто невозможно, если, конечно, читатель действительно хочет прочесть такое стихотворение. Но у Татьяны Губановой и здесь сохраняется двойственность: эти стихи могут быть прочитаны просто, а могут стать предметом глубокого всестороннего анализа. И в этой изначально заложенной в стихотворении возможности выбора есть та минимальная свобода допущения, без которой текст превращается в эмблематическую загадку, решить которую подчас просто невозможно. Здесь же есть свобода понимать и свобода не понимать. И это, на мой взгляд, вообще крайне важно для намечающихся новых путей развития современной поэзии.

Об этой очень интересной подборке можно написать многое, но лучше всего принцип вариативности, о котором зашла речь, на мой взгляд, иллюстрирует предпоследнее стихотворение. Оно как бы перекрестно «рифмуется» по первым строчкам. Строфы 1 и 3 начинаются с фразы: «Помню, в детстве мне очень нравилось вырезать из бумаги маленькие кружочки», строфы 2 и 4 — с фразы: «Помню, нравилось в детстве кружки вырезать из бумаги». И затем даются разные реакции окружающих. Это обычное детское занятие становится поводом для самых несуразных предположений и предсказаний возможного будущего ребенка: «вырастет — точно будет работать руками», станет бухгалтером, художником. Самому же лирическому персонажу после всех этих предположений начинает казаться, что никакого особого смысла в этом занятии не было и что, вероятно, не было и самой этой склонности. В финале стихотворения оказывается, что ни один прогноз не сбылся: «Теперь я работаю старшим менеджером по техническому обслуживанию».

Конечно, сама конструкция этого стихотворения свидетельствует о крайне ироническом взгляде на вещи. Будущее предугадать невозможно, оно может существовать только как ряд бессмысленных проекций, призванных в первую очередь выразить отношение говорящих к их собственным представлениям или самое обыкновенное желание высказаться по совершенно не касающемуся их вопросу. Важно, однако, то, что все стихотворение выстроено на постоянном несовпадении интенции и вероятной реальности, о которой никто не может сказать ничего определенного. Именно вот в этом сочетании (очень удачном) принципиально несочетаемого и состоит, на мой взгляд, новаторство этой подборки.

 

Подборка номинируемых текстов: