Анастасия Елизарьева (Россия, Москва)

with Комментариев нет

 

Родилась в 1999 в Иркутске. Учится на направлении дизайн и современное искусство в НИУ ВШЭ, училась в школе Родченко на курсе Фото в медиа. Участвовала в выставках «Твёрдые вещи» при Школе дизайна, «Частоты» в галерее Ходынка, «Ангел как ОЛО» в галерее «Бомба».

 

Сопроводительное письмо Алексея Конакова:

Двоякопишущий субъект амбинормальной речи

 

Поэзия Анастасии Елизарьевой может быть прочитана как изучение (или даже как «слабая» манифестация) языковой коллизии, с которой сталкиваются представители поколения digital native. Эта коллизия связана с существованием двух параллельных норм письменной речи: книжной нормы, утверждаемой школой и университетом, и интернет-нормы, утверждаемой повседневным общением в Сети. Теория первой из них отвергает практику второй, практика второй игнорирует теорию первой, и digital native субъект, для которого интернет является абсолютно естественной средой, обнаруживает собственный текст как постоянную осцилляцию между этими двумя нормами, как бесконечную игру их взаимного опровержения: то, что представляется обычным с одной стороны — кажется странным и причудливым с другой.

Этот глубинный конфликт, это колебание между полюсами, раз за разом обращающее нормальность в экстравагантность (и назад), определяет появление совершенно особых героев и сюжетов поэзии Анастасии Елизарьевой. Представленная на АТД-премию подборка состоит из трех произведений (в которых действуют нормальные-ненормальные-нормальные-etc, с какой стороны посмотреть, персонажи): 1) блок из трех стихотворений, герои которых одержимы «судьбоносными словами», странными играми в «условия», рождающиеся абсолютно случайно, но начинающие определять наши действия («если я не обойду этот фонтан два раза, то моя мама умрёт»), 2) немая пьеса-выставка «Ангел как ОЛО», в которой пользователи интернета обсуждают реальность ангелов и царства небесного («Izat Soliev. Это знаки канец света/ among us. Во втором видео вход в небесное Царство/ Султан Зулаев. Ангелы придут только тогда когда наступит конец нам и этой земл»), и 3) пентаgпоэма о шествии двух конспирологов-неолуддитов к вышке 5G, расположенной в центре Москвы («Мужчина / женщина, представленные как временные точки внутри рваной темпоральности социальных сетей, движутся с периферий к центру,- к вышке на площади Революции, имеющей больший охват, исходя из данных с сайта»). В зависимости от точки зрения мы можем воспринимать всех этих героев как совершенно нормальных и как совершенно ненормальных, но сама эта раздвоенность возникает именно из пристального внимания Анастасии Елизарьевой к стихии современной амбинормальной письменной речи. И, разумеется, результатами такого внимания оказываются не только герои пентаgпоэмы, блока стихотворений и «пьесы-выставки».

В текстах Анастасии Елизарьевой нас встречают и цветистые, почти псалмопевческие монологи («Из моего жерла летят языки, я чувствую, что я не знаю этих языков, я чувствую, что меня понимают все, на кого я смотрю, я не понимаю ничего из мной сказанного. Я не знаю ни одного слова, я знаю все слова,- металл выгравировывает декорации на моей коже, кто-то их целует»), и тончайшие наблюдения за обыденной реальностью («когда складываешь руки корабликом всегда остаётся крошечная проталинка -из этой щёлочки которую ты сначала не замечаешь сыплется зерно если ты кормишь птиц; разбивается об пол вода если ты умываешь лицо»), и остроумные дополнения к языковой картине мира (думали ли мы, что зрение двух живых существ должно называться «тетракулярным»?), и изящная цифровая символика («Последней точкой зрительского присутствия в тексте становится время 24:08:79:, извержение Везувия традиционно датируется 24 августом 79 годом,- 24.08.79»), и обаятельно исковерканная речь («Я знаю что ангелы естья их люблю што я и х обожаю их я верю… Но когда я досмотрела в не бо то я увидила штононе бе енебе ко ко й то смайл види человека»), и истинно поэтический взгляд на любой подножный сор («а клумба рядом вся в розочках из бутылок приготовленных для животов чужака ах цветы!»). В то же время эти тексты являются и вполне осознанными интервенциями в область литературной теории; здесь и понимание стихотворения как зациклившейся вдруг мысли («случайно оброненное живёт как спрогнозированное, и потом ждётся в срок»), и исследование принципиально новой формы диалога, рождающейся из череды интернет-комментариев («Комментарии в соцсетях открывают новый тип диалога,- одно пояснение следует за другим, теряя предыдущее, за некоторыми комментариями тянется цепочка из разнохарактерных ответов, некоторые остаются брошенными»), и разработка совершенно особой версии популярного жанра докупоэтри (поэма о вышках 5G является вариантом именно этого жанра, — так как включает в себя «собранные по социальным сетям реальные тексты, призывающие к вооруженным походам на детище технократии», — но, за счет обращения к фарсовым высказываниям конспирологов, вариантом веселым, почти карнавальным; в современном российском поэтическом контексте, где докупоэтри ассоциируется с трагическими текстами о насилии, как у Лиды Юсуповой, или о психических болезнях, как у Марии Малиновской, значимость смещения, производимого Анастасией Елизарьевой, трудно переоценить). И, возможно, именно это оптимистическое смещение подкупает сильнее всего; по-настоящему умные, умело исполненные, абсолютно современные произведения Анастасии Елизарьевой важны еще и тем, что рождают, среди множества других чувств, чувство веселья, драйва, полета. Комбинируя фрагменты лирической речи с алармистскими постами неолуддитов, считающих вышки 5G истинной причиной появления коронавируса («Вскрылось, что пока вся страна КАРАНТИНИЛА 9 мая, Минкомсвязи спустило под шумок в Госкомиссию по радиочастотам (ГКРЧ) распоряжение о том, чтобы с 20 мая 2020 года быть готовыми настроить вышки 5G на диапазон с 40 до 60 Гц») Анастасия Елизарьева возвращает нам переживание поэзии не как мрачно-интеллектуальной деятельности по очередному «расколдовыванию» мира, но, наоборот, как радостного рассказывания сказок, веселого сочинения легенд, азартного придумывания необычайных, волшебных историй — недаром в этих текстах действуют ангелы и демоны, ясновидящие и пророки, монструозные чудовища и извергающиеся вулканы. Но важнее всего то, что здесь нет ничего ретроградного или антикварного; просто сама современность устроена таким образом, что включает в себя и идейных борцов с излучением вышек 5G, и пользователей ютьюба, обнаруживающих лики ангелов при просмотре очередного видео, и девушек, внимательно разглядывающих свое отражение в лезвии случайного ножа.

Это тоже, разумеется, история про амбинормальность — нашего мира, обитающих в нем людей, речи, пытающейся объять и людей, и мир. Двоякопишущий субъект поэзии Анастасии Елизарьевой — быть может, лучший проводник в этой действительно необычайной ситуации.

P.S.: Пентаgпоэма Анастасии Елизарьевой помогает нам отметить глубокое структурное сходство, имеющееся между докупоэтри и конспирологией — в обоих случаях мы видим череду разнородных фрагментов «реальности», соединяемых автором в риторически убедительную конструкцию. Не оказывается ли сегодня конспирология — высшей формой поэзии?

P.P.S.: Вышки 5G действительно являются причиной распространения коронавируса.