Вероника Соболенко (Россия, Тюмень)

with Комментариев нет

Родилась в 1999 году, живёт попеременно в Тюмени и Горячем ключе. Ранее нигде не публиковалась.

 

Сопроводительное письмо Юлии Подлубновой:

 

Вероника Соболенко в своих текстах напряжённо исследует, а по факту — пытается обнаружить границы телесности. И это исследование не лишено саспенса, поскольку проблематизация границ (тело/предметы, тело/сознание) сопрягается здесь с недопроявленным ощущением их отсутствия, возможности такой картины мира, когда всё протеически перетекает во всё в условиях абсолютной нетождественности объектов и представлений о них. Само по себе подобное письмо не является принципиально новым. Отчасти оно коррелирует с практиками феминистской поэзии, актуализирующей и вербализирующей телесность: попадает, например, в зону притяжения лиминального письма Елены Костылевой (хотя прямого влияния на Соболенко здесь не вижу), но отказывается от социальной и гендерной проблематики феминизма, мы-идентичности и намеренной сексуализации дискурсов. Я бы даже сказала, что трансгрессия фем.поэзии, как правило, обозначающей границы, которые необходимо преодолеть, деконструировать или переразметить, в случае Соболенко превращается в посттрансгрессивное письмо мерцающего пограничья. С другой стороны, непрекращающиеся попытки самоопределения, поиск точек и паттернов самоидентификации («я — чувство/ смешанного с вещами пространства»), в целом онтологическая сосредоточенность письма на записи и перезаписи ощущаемого, заставляют вспомнить тексты Дениса Ларионова, и если добавить к этому ойнерические и галлюцинаторные логики и усиленную меланхолическую интонацию, то и Галины Рымбу. Хотя, разумеется, не только их, но в целом поколения авторов линии [Транслит] — премия Драгомощенко, а до них — и самого Драгомощенко, особенно если речь идет о поэтической операциональности абстракций:

В каком месте происходит Эта
Видимость форменной пустоты Здесь
употребленное здесь функционирует
Само по себе Нет.

Впрочем, я бы не стала говорить и принципиально не говорю о письме Соболенко как о внеположном экзистенциальному опыту, процессам, происходящим между ищущим определения «Я» и «не Я». Только «не Я» в ситуации доходящего до солипсизма пограничья как бы дефрагментировано, неотторжимо от субъекта и наблюдателя, переживающего интенсивный нарциссический и, я бы даже сказала, аутический опыт, в некотором роде радикально исключающий диалог с Другим, равно как и представление о другой субъектности в тотальном пространстве неразличения феноменов и ноуменов:

я говорю о прохождении,
протекании некоего вещества
сквозь меня.
я молчу о нахождении,
обнаружении себя мембраной, через которую мир
проявляет себя, через которую я
проявляет мир.

Подборка номинируемых текстов: 

 

* * *

это доверие к пустоте
беспричинности

когда тишина например слепоту вынашивает
над глазной жидкостью
например костылями акупунктурно
с тела стряхивает
искусственные потребности
передвижные отложения себя
замачивает в слепоте когда каждый

сам по себе настоящее
исцеление
 
*
 
это поиск того что уже внутри
есть целостность
без-условности

когда локализируешь своё бессилие
размеренно озирающейся вокруг монотонностью
когда равно-душие
само собой разумеющееся прикосновение
подушечек воздуха к телу равному самому себе
и больше не нужно сравнивать
описания энтропии

с наступлением принятия
собственного изобилия
 

* * *

это только снится

снится дракон заточённый стеречь
самого себя в облике
человека фиксированного
на важности

снится техника сна с вопроса
начать ли мне правильно
дышать правильно просыпаться ведь
надо так надо кому-то стать
свободным от проявления
чтотности

снится желание сойти с ума
весь мир посадить внутрь
снится память смешанного
с безречием страха самости

снится и только эта игра
страдания
 

* * *

веду монолог с телом, будто в нем
рассыпаны голоса
закрутившихся лярв:
покажи, где пульсирует,
покажи, где тебя едят.
покажись напряжение на фрактальной карте
колеса обозрения.

расслабься, сбивчивый пульс,
твой замурованный тромб
замечен лучом
Центростремительным,
некуда деться, кроме как
стать употребленной
Болезнью.
 

* * *

Начинаю с последствий насилия,
пропитанных очередями системы схождения чисел,
потому что это попытка обозначить себя
устойчивой клеткой,
потому что это вопрос опоры,

Кто Где кто где Кто
здесь проблема
изображения исключительной власти
над воспаленной случайностью
Оснований, которых нет в человеке,
нет ни в какой субстанции
 

* * *

Как средство управления — микропластик в венах
проникает в органы заплетенного солнца,
дышит и губит одушевлённое неживым
упорствованием к реализации того, чего нет. Вместо того

чтобы ирреализоваться, стать непосредственной
частью природы, растением, стать лабиринтом —

Помещаю себя в клетки,
распределяю по контейнерам остатки ресурсов,
капсулирую жизнь, капсулирую воду, пищу,
Вместо того

чтобы заполнить собою пространство,
строю формы, что будут меня отражать
 

* * *

хочется думать, что это не тело скользит, растворяясь,
по мебельным стенам,
но выуженная материя молчанием вымученным
выстукивает форму мурашками чесанными
по границам мембраны,
слипшейся с космосом.

хочется думать, не мясо и кости,
не кости, не мясо
сидят тут снаружи, внутри говорящие, главное,
думающие, что сидят одним целым отдельно,
но что-то из ряда вон выходящее
клубится под сердцем, жужжит и воркует
секундное перерождение,
безысходное погружение
в предмет смотрения.
 

* * *

Всё на этом запахе присутствия разворачивается в Это
упорствование субтильного тела
слиянности
Пока движимое пространство перетекает
Пока время преодолевает видимость
Местоположение этого беспременно

В каком месте происходит Это
помещение себя в Жизнь —
перманентную Функцию смерти

В каком месте происходит Эта
Видимость форменной пустоты Здесь
употребленное здесь функционирует
Само по себе Нет

выбора нет Химический сон
ищет себя в инерции действий
Свершённых___Всё

На этом всё упорствование контроля
Разворачивается в самоприсутствие
Пока ум уплотняет поверхность
Пока чувство стоит на месте Я
самопроживает Это
 

* * *

из невесомости
сопротивляюсь падению Я в виде камня,
вырванного из целостной ртути
невыносимой сценой деления.

пытаюсь перемещаться критикой тела,
но стою неподвижно в качестве того,
кто мыслит о лишении себя
Непостижимого, а потому
держится кончиками взгляда
за наклейку, размазанную по лицу.

кто я теперь —
одержимая вросшей пудрой,
до безобразия смешанной с тканями кожи;
страх потери места в системе надежд.

[этого слишком много —
страха быть тем, что есть как есть —
это должно было быть.]

Из невесомости
под опиумным воздействием действия,
выкрутив глаз внутрь себя,
отчаиваясь в попытках снятия маски,
сдаюсь. В равновесие.
 

* * *

когда говорю чувство, имею в виду не название
определенного внутреннего шевеления
червей под кожей, не состояние
любви через страдание.
я говорю о прохождении,
протекании некоего вещества
сквозь меня.
я молчу о нахождении,
обнаружении себя мембраной, через которую мир
проявляет себя, через которую я
проявляет мир.

когда говорю Я, имею в виду чувство,
каким-то образом добравшееся до пустоты,
что выводит к самому пределу того,
не знаю чего, там, не знаю где;
чувство, ставшее точкой
между ничто и всё, всё и ничто.

итак, я — чувство
смешанного с вещами пространства,
сталактита, натёкшего на папоротник,
прикосновений радуги чувство
необозримого.
 

* * *

Поскольку это только самоощущение
Равное для всякого носителя материи
Наросшей на единую пустоту
Галлюцинаторной высвеченностью
Ноуменального мира

Поскольку это самоощущение
Спрессованной всеохватности
Равнозвучно
В каждой форме

Поскольку будущее — уплотнение
Отрицаемых чувств
А прошлое — их принятие
Кто я без желания кем-то стать
Дверной проём между полярностями
Неизбывность
Самодостаточность
 

* * *

ещё раз
Это слишком большое значение
для жизни
ещё раз
Это ничего не значит
ещё раз
нет разницы между
ещё раз
смерть
 

* * *

этот цикл самоповторений
делается в такт с тенью
переглаженных воспоминаний
чтобы перестать
делаться
чтобы в каждом объекте
чувствовать
состояние тайны с привкусом
памяти__этого
достаточно
чтобы наблюдаться
 

* * *

рассматривай
среду обитания
исходящего