Екатерина Деришева (Украина, Харьков)

with Комментариев нет

деришева

Родилась в 1994 году в Мелитополе. Автор книги стихотворений и переводов «точка отсчёта» (2018). Публиковалась в журналах «Волга», «Двоеточие», «Новый берег», «Крещатик», Wizje, «Лиterraтура», SoFloPoJo, антологии Soloneba, на сайтах «Полутона», Litcentr и др. Переводы вошли в книгу Лесика Панасюка «Крики рук». Живёт в Харькове.

 

Сопроводительное письмо номинатора Ольги Баллы-Гертман:

 

Екатерина Деришева кажется мне одной из наиболее сильных и интересно работающих молодых поэтов, продолжающей одновременно — и органично соединяющей — очень разные линии русской поэтической традиции (впору даже сказать — разные традиции) — от футуристов и Велимира Хлебникова до, как это убедительно показал Владимир Коркунов в своей рецензии в журнале «Знамя» (№ 7 / 2018), Лианозовской школы и Геннадия Айги.

Деришева кажется мне автором, обладающим наиболее богатым (и вполне отрефлектированным) и сложным культурным бэкграундом. И в этом сопроводительном тексте мне важно сосредоточиться не на предшественниках и корнях поэта, но на устройстве собственной её работы как таковой, тем более, что стихи Деришевой — даже в том небольшом объёме, что представлен в подборке — кажутся мне сложно устроенной смысловой лабораторией, достойной внимательной рефлексии.

Рецензия Коркунова, посвящённая преимущественно поэтической генеалогии Деришевой, на удивление осталась, кажется, единственной в русскоязычном пространстве — за исключением небольшой, но интересной реплики Наталии Черных в Живом журнале[1], где основной (по крайней мере, одной из основных) смысловой линией поэзии Деришевой названо «очеловечивание машины», оживание механизма. Мне же кажется, напротив, что в цитированных там стихах — «проектор жизни / подключён через USB…» (в представленную подборку это стихотворение не вошло) — речь идёт как раз о расширении человека, области его собственных чувств, его эмоционального диапазона, о включении в сферу эмпатически переживаемого, доступного отождествлению и того, что привычно относить к неживому и механическому. В тех стихах, что в подборку вошли, мы тоже обнаружим это движение — растягивание границ человеческого, эмоциональное и чувственное отождествление человека с миром, выходящее далеко за пределы отношений с техническими объектами, включающее в себя и исторические, и природные процессы. Историческое, социальное, экономическое предстаёт восприятию, устроенному таким образом, как продолжение природы: «ущелье экономических отношений / где пара листиков и даже веток / ничего не решают».

Из-за чрезвычайной телесной чуткости становится возможным «уловить запах событий в момент раскрытия». При этом, наряду с расширением области человеческого, параллельно ему — для пущей объёмности видения? — поэт, кажется, культивирует у себя ещё и умение видеть надчеловеческим взглядом, отстраняющимся от человеческих интересов и человеческой уязвимости. «Цветок истории / открылся во время войны», — так, не повышая голоса, описывает она это чудовищное растение — с хладнокровием естествоиспытателя, с бесстрастием машины, встраивая в себя и её оптику (может быть — потому, что иначе происходящего не выдержать: «наши жизни пиксели / на полотне смерти»).

В пределах одного и того же небольшого стихотворения Деришева соединяет высказывания разных типов и уровней, разных направлений внимания и смыслового движения. «религия вмятина на исторической памяти» — начинает она почти культурологическим высказыванием, — чтобы сразу перейти к антропологии, причём, что важно, к антропологии «травматической», осмысливающей переживание истории как травмы, прежде всего — телесное, буквальное (и таким образом — смысла как прежде всего телесной данности): «сколотые края верований / ранят губы жаждущих», — и заканчивается всё личным уязвлённым восклицанием, которое только по форме — цитата из всем известного источника, но это — цитата из текста, вросшего в плоть и кровь пострелигиозного мира: «боже мой, боже мой! для чего ты меня оставил?»

Деришева обладает широким интонационным и лексическим диапазоном и разнообразным набором технических средств для решения разнообразного же набора задач, включая антропологические и метафизические. Это — в той же мере работа с языком, с расширением границ возможностей высказывания (чем вообще активно занимаются собратья Деришевой по поколению), в какой и рефлексия о природе человека, о его судьбе в мире.

 

 

Подборка номинируемых текстов: 

 

 

*
религия вмятина на исторической памяти

сколотые края верований
ранят губы жаждущих

капель света

на разных языках звучит

боже мой, боже мой!
для чего ты меня оставил?

 

*
заблудился в себе

сделался стрелкою циферблата на прогулке с псом

не контролирую радиус времени

 

*
в коконе

раскачиваешься

разбить

внешний

а там до себя

рукой подать

 

*
кукла из бумаги

вырванное с корнем пространство

ущелье экономических отношений

где пара листиков и даже веток

ничего не решают

 

*
тишина играет смычком внимания

фасеточные взгляды прохожих

разрушают мелодию

охватывавшую твой социальный класс

 

*
методичное заклеивание имён

латки на озоновом слое

сколько веков прошло

а они живы

продырявленные облака

 

*
луна

огромная мышь

нет
неверно

луна

мышь
крутит колесо

нет
неверно

мышь
колесо крутит

мышь
колесо крутит

мышь
колесо крутит

 

*
дождь пошёл

строчит какой-то Хью

кабельное отключили за неуплату

фейк

смотреть-то можно и по телеку

он что забыл о докторе хаусе
напоить его таблетками остроумия
накормить порцией цинизма

что ты делаешь в моём чате
что ты делаешь у себя дома
откуда взялся
несчастный

 

*
мутным стеклом
переливается закат
за край жизни

цветок истории
открылся во время войны
график работы  неопределенный

[можно уловить запах событий в момент раскрытия]

наши жизни пиксели
на полотне смерти
где кладбищенские гвоздики цветут круглый год
и цветут
и цветут
и цветут

 

*
видоизмененный макет реальности

алфавит воздуха и есть материя

надпись на плитке анаксименовича

моё агрегатное состояние меняется

одна из груд земли

 

*
потенциальное пространство
принимает форму зерна

в метро слава богу нет schnee

возвращаюсь из/с холодной горы
на салтовку

 

*
своевременное замерзание образа
3D-зрение

по следам истории
на другой планете

и с к о п а е м ы е

 

*
гинзбурги в космосе
собирали двоичные коды
рассматривали ману-скрипты

вернувшись
решили отдать в музей

ждали автобус

жаждали

старый разваливающийся приехал

добирались неделю высадили у подъезда

проваливаясь гинзбург сказал

пора обновлять парк

хрен вам не ману-скрипты

 

*
хорошо ли ухаживаешь за машиной

поливаешь вазоны инновационных

технологий удобряешь семена их амбиций

никого не волнует. любопытнее

правда ли что юные машины женятся

а) на простых смертных;

и умирают

б) на себе подобных;

рожают планшеты смартфоны проекции

как различить пол мужчины и женщины

цвет кожи потомства apple и asus

на каком языке говорит android

на каком языке говорит ios

на каком языке говорит машина

скомпилированная в тебе

 

*
разве компьютеры не влюбляются
передавая друг другу сигналы

как изменяются расширение монитора
частота мерцания курсора
звучание микрофона

о чем они думают когда мы засыпаем

как зовут тот ноут цвета металлик

встретимся ли мы ещё раз

с какой начинкой она готовит видеокарту

что дарит на память при выходе из системы

 

*
восстание графических редакторов

brushes 3D-модели маски пикетируют

«нет эксплуатации рабства»
«нет идеальным формам»
«прекратите пытать невиновных»
«фотошоп – не газовая камера»

[эфемерность расслаивается]

рука редактирует себя

 

*
опубликовал офисное здание в ОАЭ
дом в Ступино

провёл коммуникации
во всех измерениях

дом любого размера и формы
изнутри и снаружи

система автоматического выравнивания по горизонту и система стабилизации
система смешивания и доставки

примесные компоненты в бетоне
и климатические условия не учитываются

единственное ограничение представители физики
её законы

 

*
якутские технофобы  Вадим и Кирилл
расстреливали провода
очищали республику от интернета

приговорены
к двум годам программирования

Вадим скомпилировал веру
Кирилл стал плагином

Вадим проповедует подключение к интернету
Кирилл запускает последовательность вигвамов

когда они встретятся
красная комната взорвётся

[музей  леса]

 

*
разбитые стёкла
улетают с насиженных мест пылинки с комода

плоды мечтают о засухе

 

 

«Топология соцветия»

 

* (1)

сбрасывать внутренний голос
[ ] эхо
чёрный цветок взойдёт
красный цветок взойдёт
мёртвый

* (2)

ветер
отслоившиеся голоса
и понеслось

* (3)

стихотворение построенное на я-речи
теряет дифтонг
а речь
речь

* (4)

фитиль по ту сторону голоса
молчи осторожнее
молчи

 

*

внутри текста
видишь заплаканного ребёнка
он доверял

 

*

автоматические объятия
библиотеки взглядов
не подключены

возвращайся к механике

ключ поворачивает
книга читает                          себя
окно высматривает

загляни позже

бродить в картотеке улиц
между оживлённой
сумской и пушкинской

словно ноги ведёт
только
имя

[ ] впервые по земле хожу

 

*
двухэтапная авторизация

пароли верхнего и нижнего регистра

руки говорят под кожей воды

 

*

1

голос занесло снегом
ветер обдувает провод
20 м/с
проверяем авторизацию
попробуйте заговорить позже

2

кристаллы молчания вырастают
в потоке воздушных масс обдуваемый
провод затвердевает ломается
инсталляции не будет

 

*
немые швеи
вышивают по канве
пульсирующей криком

 

*
расстроенное пианино

стремится к центру звучания

воссоздать равновесие голоса

 

 

рамка

развернуть

сопространство

не помещающееся в себе

  

*
ритм сердца разбивает

руки в вакууме

[протяжённость момента в такте замедленной съёмки]

не находят отпечатка

 

*
тело прорастает цветами

зёрна зрения

маятник аромата колеблется

шёлковые              руки

требуют               бессмертия

 

*
Конец переписки
Введите сообщение…

Конец переписки
Введите сообщение…

Выбрать файлы

Выбрать файлы

Нажмите Esc для выхода

Чат (225)

 

___________________

[1]       https://kamenah.livejournal.com/1085393.html