Родилась в 1994 году в Мелитополе. Автор книги стихотворений и переводов «точка отсчёта» (2018). Публиковалась в журналах «Волга», «Двоеточие», «Новый берег», «Крещатик», Wizje, «Лиterraтура», SoFloPoJo, антологии Soloneba, на сайтах «Полутона», Litcentr и др. Переводы вошли в книгу Лесика Панасюка «Крики рук». Живёт в Харькове.
Сопроводительное письмо номинатора Ольги Баллы-Гертман:
Екатерина Деришева кажется мне одной из наиболее сильных и интересно работающих молодых поэтов, продолжающей одновременно — и органично соединяющей — очень разные линии русской поэтической традиции (впору даже сказать — разные традиции) — от футуристов и Велимира Хлебникова до, как это убедительно показал Владимир Коркунов в своей рецензии в журнале «Знамя» (№ 7 / 2018), Лианозовской школы и Геннадия Айги.
Деришева кажется мне автором, обладающим наиболее богатым (и вполне отрефлектированным) и сложным культурным бэкграундом. И в этом сопроводительном тексте мне важно сосредоточиться не на предшественниках и корнях поэта, но на устройстве собственной её работы как таковой, тем более, что стихи Деришевой — даже в том небольшом объёме, что представлен в подборке — кажутся мне сложно устроенной смысловой лабораторией, достойной внимательной рефлексии.
Рецензия Коркунова, посвящённая преимущественно поэтической генеалогии Деришевой, на удивление осталась, кажется, единственной в русскоязычном пространстве — за исключением небольшой, но интересной реплики Наталии Черных в Живом журнале[1], где основной (по крайней мере, одной из основных) смысловой линией поэзии Деришевой названо «очеловечивание машины», оживание механизма. Мне же кажется, напротив, что в цитированных там стихах — «проектор жизни / подключён через USB…» (в представленную подборку это стихотворение не вошло) — речь идёт как раз о расширении человека, области его собственных чувств, его эмоционального диапазона, о включении в сферу эмпатически переживаемого, доступного отождествлению и того, что привычно относить к неживому и механическому. В тех стихах, что в подборку вошли, мы тоже обнаружим это движение — растягивание границ человеческого, эмоциональное и чувственное отождествление человека с миром, выходящее далеко за пределы отношений с техническими объектами, включающее в себя и исторические, и природные процессы. Историческое, социальное, экономическое предстаёт восприятию, устроенному таким образом, как продолжение природы: «ущелье экономических отношений / где пара листиков и даже веток / ничего не решают».
Из-за чрезвычайной телесной чуткости становится возможным «уловить запах событий в момент раскрытия». При этом, наряду с расширением области человеческого, параллельно ему — для пущей объёмности видения? — поэт, кажется, культивирует у себя ещё и умение видеть надчеловеческим взглядом, отстраняющимся от человеческих интересов и человеческой уязвимости. «Цветок истории / открылся во время войны», — так, не повышая голоса, описывает она это чудовищное растение — с хладнокровием естествоиспытателя, с бесстрастием машины, встраивая в себя и её оптику (может быть — потому, что иначе происходящего не выдержать: «наши жизни пиксели / на полотне смерти»).
В пределах одного и того же небольшого стихотворения Деришева соединяет высказывания разных типов и уровней, разных направлений внимания и смыслового движения. «религия вмятина на исторической памяти» — начинает она почти культурологическим высказыванием, — чтобы сразу перейти к антропологии, причём, что важно, к антропологии «травматической», осмысливающей переживание истории как травмы, прежде всего — телесное, буквальное (и таким образом — смысла как прежде всего телесной данности): «сколотые края верований / ранят губы жаждущих», — и заканчивается всё личным уязвлённым восклицанием, которое только по форме — цитата из всем известного источника, но это — цитата из текста, вросшего в плоть и кровь пострелигиозного мира: «боже мой, боже мой! для чего ты меня оставил?»
Деришева обладает широким интонационным и лексическим диапазоном и разнообразным набором технических средств для решения разнообразного же набора задач, включая антропологические и метафизические. Это — в той же мере работа с языком, с расширением границ возможностей высказывания (чем вообще активно занимаются собратья Деришевой по поколению), в какой и рефлексия о природе человека, о его судьбе в мире.
Подборка номинируемых текстов:
*
религия вмятина на исторической памяти
сколотые края верований
ранят губы жаждущих
капель света
на разных языках звучит
боже мой, боже мой!
для чего ты меня оставил?
*
заблудился в себе
сделался стрелкою циферблата на прогулке с псом
не контролирую радиус времени
*
в коконе
раскачиваешься
разбить
внешний
а там до себя
рукой подать
*
кукла из бумаги
вырванное с корнем пространство
ущелье экономических отношений
где пара листиков и даже веток
ничего не решают
*
тишина играет смычком внимания
фасеточные взгляды прохожих
разрушают мелодию
охватывавшую твой социальный класс
*
методичное заклеивание имён
латки на озоновом слое
сколько веков прошло
а они живы
продырявленные облака
*
луна
огромная мышь
нет
неверно
луна
мышь
крутит колесо
нет
неверно
мышь
колесо крутит
мышь
колесо крутит
мышь
колесо крутит
*
дождь пошёл
строчит какой-то Хью
кабельное отключили за неуплату
фейк
смотреть-то можно и по телеку
он что забыл о докторе хаусе
напоить его таблетками остроумия
накормить порцией цинизма
что ты делаешь в моём чате
что ты делаешь у себя дома
откуда взялся
несчастный
*
мутным стеклом
переливается закат
за край жизни
цветок истории
открылся во время войны
график работы неопределенный
наши жизни пиксели
на полотне смерти
где кладбищенские гвоздики цветут круглый год
и цветут
и цветут
и цветут
*
видоизмененный макет реальности
алфавит воздуха и есть материя
надпись на плитке анаксименовича
моё агрегатное состояние меняется
одна из груд земли
*
потенциальное пространство
принимает форму зерна
в метро слава богу нет schnee
возвращаюсь из/с холодной горы
на салтовку
*
своевременное замерзание образа
3D-зрение
по следам истории
на другой планете
и с к о п а е м ы е
*
гинзбурги в космосе
собирали двоичные коды
рассматривали ману-скрипты
вернувшись
решили отдать в музей
ждали автобус
жаждали
старый разваливающийся приехал
добирались неделю высадили у подъезда
проваливаясь гинзбург сказал
пора обновлять парк
хрен вам не ману-скрипты
*
хорошо ли ухаживаешь за машиной
поливаешь вазоны инновационных
технологий удобряешь семена их амбиций
никого не волнует. любопытнее
правда ли что юные машины женятся
а) на простых смертных;
и умирают
б) на себе подобных;
рожают планшеты смартфоны проекции
как различить пол мужчины и женщины
цвет кожи потомства apple и asus
на каком языке говорит android
на каком языке говорит ios
на каком языке говорит машина
скомпилированная в тебе
*
разве компьютеры не влюбляются
передавая друг другу сигналы
как изменяются расширение монитора
частота мерцания курсора
звучание микрофона
о чем они думают когда мы засыпаем
как зовут тот ноут цвета металлик
встретимся ли мы ещё раз
с какой начинкой она готовит видеокарту
что дарит на память при выходе из системы
*
восстание графических редакторов
brushes 3D-модели маски пикетируют
«нет эксплуатации рабства»
«нет идеальным формам»
«прекратите пытать невиновных»
«фотошоп – не газовая камера»
рука редактирует себя
*
опубликовал офисное здание в ОАЭ
дом в Ступино
провёл коммуникации
во всех измерениях
дом любого размера и формы
изнутри и снаружи
система автоматического выравнивания по горизонту и система стабилизации
система смешивания и доставки
примесные компоненты в бетоне
и климатические условия не учитываются
единственное ограничение представители физики
её законы
*
якутские технофобы Вадим и Кирилл
расстреливали провода
очищали республику от интернета
приговорены
к двум годам программирования
Вадим скомпилировал веру
Кирилл стал плагином
Вадим проповедует подключение к интернету
Кирилл запускает последовательность вигвамов
когда они встретятся
красная комната взорвётся
*
разбитые стёкла
улетают с насиженных мест пылинки с комода
плоды мечтают о засухе
«Топология соцветия»
* (1)
сбрасывать внутренний голос
[ ] эхо
чёрный цветок взойдёт
красный цветок взойдёт
мёртвый
* (2)
ветер
отслоившиеся голоса
и понеслось
* (3)
стихотворение построенное на я-речи
теряет дифтонг
а речь
речь
* (4)
фитиль по ту сторону голоса
молчи осторожнее
молчи
*
внутри текста
видишь заплаканного ребёнка
он доверял
*
автоматические объятия
библиотеки взглядов
не подключены
возвращайся к механике
ключ поворачивает
книга читает себя
окно высматривает
загляни позже
бродить в картотеке улиц
между оживлённой
сумской и пушкинской
словно ноги ведёт
только
имя
*
двухэтапная авторизация
пароли верхнего и нижнего регистра
руки говорят под кожей воды
*
1
голос занесло снегом
ветер обдувает провод
20 м/с
проверяем авторизацию
попробуйте заговорить позже
2
кристаллы молчания вырастают
в потоке воздушных масс обдуваемый
провод затвердевает ломается
инсталляции не будет
*
немые швеи
вышивают по канве
пульсирующей криком
*
расстроенное пианино
стремится к центру звучания
воссоздать равновесие голоса
рамка
развернуть
сопространство
не помещающееся в себе
*
ритм сердца разбивает
руки в вакууме
[протяжённость момента в такте замедленной съёмки]не находят отпечатка
*
тело прорастает цветами
зёрна зрения
маятник аромата колеблется
шёлковые руки
требуют бессмертия
*
Конец переписки
Введите сообщение…
Конец переписки
Введите сообщение…
Выбрать файлы
Выбрать файлы
Нажмите Esc для выхода
Чат (225)
___________________