Анастасия Финик (Украина, Николаев)

with Комментариев нет

финик

Родилась в 2001 году в г. Николаев. Учится в НКМИ (Николаевский колледж музыкального искусства) на отделении теории музыки. Принимала участие в интердисциплинарной лаборатории kyiv poetry lab в 2018 году. Публиковалась на сайте «Полутона». Участница литгруппы «Альтанка».

 

Сопроводительное письмо номинатора Евгения Пивня:

 

На первый взгляд, стихи Анастасии Финик отсылают нас к головоломке — что-то вроде зашифрованных фрагментов дневника, в котором за перечислением событий, сохранённых мыслей, а иногда предложений, вырезанных из учебных пособий, скрывается важная информация для приглашённого собеседника. Недаром в одном из текстов упоминается «цикада 3301» — неизвестная организация, с 2012 по 2016 год  публиковавшая в интернете сложные криптографические загадки для неопределённых целей. А другой прямо таки записан шифром цезаря, причём постепенное восстановление исходного поэтического текста, записанного таким способом, представляет собой не совсем привычный опыт чтения.

Но в отличие от безадресных головоломок, эти тексты содержат не только перипетии и переживания субъекта, загадывающего загадку, но и самого приглашённого собеседника, его память и его чувства. Граница между внутренним адресатом и адресантом оказывается неразличимой для стороннего наблюдателя («Мальчик в очереди / При жизни слышал / Как я ты пьешь без черепа»). Разгадать загадку, вероятно, значит найти все точки, в которых возникла разлука. И процесс повторного совмещения себя и другого заранее ощущается травматичным, отражённым в самой речи, предсказывающей такое событие («…с рождения без горла собираю / надломанные пальцы в ларец но / перепутал себя меж собой…»).

И ещё — разгадать равно вспомнить самому — будто отстранённая память пытается восстановить саму себя, начиная с тела, упоминание которого часто является толчком для разворачивания того или иного фрагмента припоминания: «Само лицо / это ёмкость…», «рот — избыток болезни себя…», «на руках / юбки из мошек», «а в глазах, носу, / губах видна сказка». Да и предсказания/предписания в первую очередь относятся к телу: к иным способам движения и совершения действий; а также к дыханию (не только посредством лёгких, но и посредством пор на коже), которое после преображения (отстранения от тела) перестаёт быть криком и переходит в музыку (и тут вспоминается флейта Пана).

Итак, преодоление разлуки начинается с попыток заново ощутить своё тело (как в стихотворении «отмалчиваю камень…»), вновь сделать его вместилищем для разъятой памяти. Эта же работа отображается и в составлении текста из отдельных книжных строк (стихотворение «был природой — смел…»), где поверхностное проживание чужих биографий, исторических событий — приводит нас к возникающему «миру прекрасного», возможно, предполагающему такое же возникновение упорядоченного (каким-то образом) текста из хаотических отрывков, как возникновение мелодии флейты из стихающих криков.

Но ещё одна работа представляет собой преодоление воспоминаний, причиняющих боль, стыд, страх. Как в вариативной фразе «(м)не стыдно (м)не страшно» — преображение собственного пребывания («…здесь весна») возможно при отчуждении себя от назойливого повторения прожитых чувств. Но фраза на то и вариативна, чтобы окончательное отчуждение не произошло. И «я» продолжает существовать, формировать свой фрагментарный дневник, как свидетельство существования другого. И этот другой — несёт в себе неуловимую часть отгадки, никогда не открывающую себя читателю. Но возможно именно это и является предпосылкой к взаимодействию с этими текстами — указание на существование невысказываемого дополнения и чувств, связанных с ним.

 

Подборка номинируемых текстов:

 

 

***

1. живо в жилах

жуть — это мать веры да ее
сестры-близняшки. и зачем она
грызла кость собачью — не пойму
вся страна готова наблюдать как у старика появятся молочные зубы да
она же Зелёная как ее можно слушать
мышиной рысью подкралась пока
руки ещё не псы, а в глазах, носу,
губах видна сказка, жутью
тебе не стать. мне
не стать. и нам
не стать.

 

2. CICADA 3301

Луна — двойник, раздражитель, не повернется к Земле лицом.
И пол не станет зыбучим, вдруг лодки не будет,
а всё на Земле начнёт тонуть!
Нужен ковчег, но на нём тоже пол!
Тогда Люди будут летать на воздушных шарах,
ходить руками по потолку!
От этого он тоже станет полом
и придётся отрезать ноги
или научиться
делать ими
штуки, как
руками

 

3. косоглазо кривороже

держи перила!
отпустишь — встанут на голову,
надломят ледяную корку расцветную с каждым сном
страница мох — плескай водой, страница лес — тряси кровать!
с рождения без горла собираю
надломанные пальцы в ларец но
перепутал себя меж собой
1863 года умирать и возвращаться
в никелевые земли

 

4. (м)не стыдно
(м)не страшно

на языке ланиты рубит
наручных кратеры и впадин
акула с добрым новым
транслирует загоны
на камеру кривясь
Алиса, где купить таблы_нейм без рецепта Украина

стыдно стыдно стыдно стыдно станет

(М)НЕ
страшно страшно страшно страшно странно

по меркам срежу воротник и на зиму пришью

жаль что не умею
закрою руки глаза и возможно лёгкие
и здесь весна

 

5. в не дом пуста дороженька

льется клубнями потеря века правого
ноотропы — рыбий жир наоборот
застыла пасть об лед на чужом берегу
взаправду пала
пыль
— птичий муравейник в списках
сохрани сакральность
не смог залезть в
маленький автобус на поле и
был разорван собаками
далеко суббота
— 13 903/7

26.04

 

6. человек одного дня

дыхание пор в которых был закрыт свирепый бог
в соломенной шляпе с поломанной шеей
тело стало домом для двух

восставший стражем

посреди крапивного сада дорогой дураков
седой привык испытывать на себе свинец
и мякоть спелых ягод под ногами
а
крики утихли теперь могу слышать
чистый звук глиняной свистульки
как вам сказать? плохо
стоит прыгать на мины

 

7. членораздельно

в горчичном лесу
наискосок скакала на коленях на горошинах
что у тебя в кулаке? разожми кулак
посыпались псы трёхголовые с одной пастью на всех —
рупор шипел «с земли восстань»
трясла головой мычала до тех пор пока не пришел лесник
«Солнце — взрыв разруха»

выстрелил в рупор

встала на руки
закопала горошины не плоды а плоть
и глаза мои стали псами

 

8. CAESAR 4

лдпилдв ё утыцтёян гэмо уфмкмрдг отписм о жтптёи

— жтптх охистштемм

ёхуяьод — жптцдв кмётцсти Ёисифя фдххёицд
етж ходлдп  одсдця — зтфтжм
смодомщ ететёящ хциепин
щдтх здёмц ёсчцфм фиеисод лдфм

хофчымёдиц мрг ё кжчц м упициц цифстёян ёисто

сд шфиходщ зёд хтпсъд тзст сиет м си етж

жтфтз ётхцтфж

х ётлёфдэисмир

 

 

***

после ошибки питания
в неделю за постом
в рубахе стоит она
без желания резать грудку
а кожа сползает от водопровода
не падать духом в карьер
раз за раз
никому не должны
принеси только родне ведро воды
насмерть
чтобы соседи знали
что жизнь — муравейник

 

***

в плащах нахально хлопали
недоумевали. толкали качели
после свадьбы легче

кошку пора выкинуть
не видит пролитый хлеб
черепицы раскладывать
черешню

тырить с городов
прикрывая руками что со спины
гниет кипятком

доступ перекрыло
зеленого
и краев у дверей
с праздником, дорогие

 

***

Домики по островах
На людях и руках
Взмах гром жаль
Мальчик в очереди
При жизни слышал
Как я ты пьешь без черепа
Кто-то — топот женщины
По спинах каблуком
Жидкостью слов в цементной
Колясочке тела на
Людям рис наверное криком
Вызывает. Ощупь голоса
Себя за четверть
Боже боже божебожебоже

 

***

Ехали во-первых
Не успели
Квартал тараном колется
3) хлеб купи
Выворачивай носки
Отдавай! Прошу
2) не найдется закурить
а нет, хлеба, пожалуйста

 

***

Само лицо
это емкость
блеск и бедна

нет кубиков и
не понимаю
математику

там были доктора
без ногтей
взять невозможно

 

***

no_title_1

отмалчиваю камень
на миг в горле угловатый
невыносимо колется с утра
на этот раз тепло
был такой неизбежный ужас
и наоборот недвижение мест
заставляет до последней части
есть очень вкусный колышек или может солнышко
о
да возвращаются

 

no_title_2

крізь захід зовсім певен
птаха так міцно
стиха посміхається над землею
«Війна» легко вбиває твого
[   о   ] першого на сходах кордону над ущелиною
жодного центру жодного жалю жодного другого
жодного тебе
схлипами по воді
і все можливо

 

no_title_3

Резонансные частоты мозга, желудка и печени
жертва потоков — парус
смотрит тебя когда страх — мужчина
нарушает по прибытию рану

взмахом за три дня
в[л]ажно ест о худобе
начало противно

1) твоя опека
4) день смерти Мендельсона

 

no_title_4

рот — избыток болезни себя
заражающий слово цельных плотин
бьёт еле заметный камень
скворечник такой зеленеет
независимо больше дня
в собственных руках в коморке
тайна быта веревок
никогда некогда
когда
когда-то
да верить

 

no_title_5

вечер пятницы, субботы первой половины дня

несовершенные летние глухо против — трупный возраст не индивидуален
индикация раздражает организмы в сетчатки
точки языка прорастают в змей
я — мутная черта эры звуков
Экран скажи «I’m sorry, so sorry»
с трудом миллиарды тонн чего-то скрой
«С» встречи

 

***

Посібник з

 

1. дышу в *вдох* однудесятуючастьгруди *выдох*
даже нытье бласлави бласлави
какой-то трубкой в горле виднеется домик

2. четверть = 54 восьмая = 92
в теорії немає правил ПРАВОЮ РУКОЮ МОЖНА вбити?
гобои — 2, кларнеты — 2, фаготы — 2, валторны — 4, трубы — 2, тромбоны — 3, туба — 1.

3. Список використаної літератури тимчасово недоступний
Очі тимчасово недоступні
*подумки* голос тимчасово недоступний

 

***

раз весело пешком
здравствуйте мои звёзды
не видела новых
босоножек
но счастлива
за городом меня
не видно
до скольки поют
лошадки со всадниками
до покоя колес
деревни
не везёт больше
лошадка

 

***

на руках
юбки из мошек
не представляют
сколько это 2%
пауков
врут но
бабушка говорит что
ей 14 и
закрывает глаза
больным барашкам

 

***

с тиха нам
лучше остаться
по́нятыми

напечатанными
вдоль кистей
белок

полезен
только арбузу
не ногтям
костей больше
почему не язык?

горячо ведь

 

***

был природой — смел
вспоминал завтрак обед — терпел
ничего чем ничего чем друзья
на Марсовом поле Капитолий
44 до н.э.
посреди улиц, на площадях звучит финал
совсем о другом рассказывает нам первая Петра Чайковского, которую он назвал мечты
И
вторая А. П. Бородина
в начале войны Д. Д. Шостакович 7-ю в блокадном Ленинграде достала улица «ленинградская»
на фоне четкой дроби приближаются фашисты, тупые и бездушные роботы
лавина звуков разрушается
и появляется
мир прекрасного