Дарья Серенко (Москва)

with Комментариев нет

серенко

Родилась в 1993 году. Поэтесса, феминистка, арт-активистка (акция #тихийпикет), выпускница Литературного института им. А. М. Горького (2010-2015, семинар поэзии И. И. Ростовцевой), кураторка библиотечных арт- и социальных проектов. Публикации в журналах «Воздух», «Новое литературное обозрение», на сетевом ресурсе «Полутона». Лонг-листы премии Аркадия Драгомощенко (2014) и премии «Дебют» (2013).

 

Сопроводительное письмо номинатора Ильи Кукулина:

 

Произведения Дарьи Серенко построены на парадоксальных сюжетах, но не в том смысле, в каком сюжетны, например, баллады. Сюжет стихотворений Серенко основан на соединении и ассоциативном развертывании целой связки метафор, через которые перед нами предстает драматическое столкновение характеров, не описанных, но проступающих из ткани стихотворения. Такое развертывание позволяет пережить по-новому самосознание современного человека: его или ее умолчания, неловкости, рассогласования с собой и с другими. В наибольшей степени Серенко удаются стихотворения, в которых драматически разыгранная сценка предстает в режиме двойной временнóй экспозиции: это одновременно краткое событие и фрагмент долгого, эпического сюжета. Стихотворение словно бы производит само из себя контекст, выходящий далеко за пределы частных человеческих отношений, удерживающий в фокусе внимания и человеческую смертность, и способность любить, и желание понять мотивы человеческих отношений.

 

Фрагмент номинируемой на премию подборки:

 

* * *

свободное время, жара,

мы решаем смотреть порнофильм

с участием друга, понимая ближе к концу

что включили не то и его там не оказалось

 

он умер прошлой зимой

это видео — все что осталось

единственная возможность освежить

в памяти мимику, манеру движения

простодушный наклон головы

 

мы держимся за руки

розовые скольжения стирают

различия

пока не кончают женщине на лицо

ее тушь как черная кровь,

я начинаю рыдать

 

«он никогда бы ее не унизил, кем бы

она ни была»

а что в этом унизительного, — спрашиваешь ты, —

просто один из канонов, такая работа

и меня осенило, что ты его больше не

помнишь

 

в разморенной убогой комнате

я осталась одна перемалывая

в воображении мемориальное тело

в горячее пыльное марево

над раскаленной степью

где мы выросли в тех,

кто не помнит чужого зла

 

 

№ 2

 

воздушные пробки в ушах,

первые

ласточки подрезающие ход вещей

 

звезды не с чужих слов,

а с первого взгляда

нежная их дисциплина

 

земля бьется током и мы привстаем,

разутые, на полупальцы

на месте проталин

маршируем бесшумно, бесследно

 

скоро не останется такой одежды, которую

ты бы с меня не снимал

вот-вот и не станет повода для

разговора

наступит лучшее время, все утонет в

крови друг друга

 

небо станет алым — никто не заметит

роскошь мимикрии

небо станет голубым —

птицы поднимут морды наверх, обомлев

 

мы уже шутили, что чёрный день —

единственный красный день

календаря

 

мы еще шутим, что весной будет

легче

находить тела и давать им прозвища

соревноваться — кто больше

 

ко всему привыкаешь, но к чему я

никак не привыкну

так это к вечной любви,

как это так — любить одного

потому что больше никого не осталось

в живых?

 

это дико, поэтому, когда ты

спрашиваешь, что у меня с лицом

я отвечаю, что хочу тебя,

и блаженно закрываю себе глаза

твоими руками