Закончила исторический факультет СПбГУ по специальности «искусствовед» и магистратуру факультета филологии СПбГУ. Публиковалась в журналах «Воздух», «Новое литературное обозрение», TextOnly и др. Первая тиражная книга «Путешествие на край крови» вышла в 2014 году. Шорт-лист премии Аркадия Драгомощенко (2014). Лауреат премии «Русского Гулливера» (2014). Работает в Эрмитаже.
Фото — Максим Шер.
Сопроводительное письмо номинатора Станислава Львовского:
В своем поэтическом поколении Александра Цибуля кажется мне поэтом уникальным, отдельным. Уникальность здесь заключена не в каком-либо одном свойстве её поэтики, но в сочетании нескольких. Первое из них — довольно редкое само по себе, — состоит в почти абсолютном слухе на сочетаемость слов. Даже тексты, заведомо проходящие по ведомству prose poetry, будучи произнесены вслух, образовывают здесь длящееся звучание, лишенное швов. Второе, тоже редкое, но особенно в сочетании с первым, — готовность и желание услышать те вещи и тех людей мира, которые говорят едва слышно, если вообще говорят. Здесь свой голос, — тихий, но при этом очень отчетливый, — получает то, что, казалось бы, вообще не может звучать, не то, что говорить — балконы с балясинами, отчаяние в каждой кроне. Свет из окна приобретает шорох: цитата из Аронзона неслучайна, это манифестация готовности слушать, — и слышать. Третье чрезвычайно важное свойство этих стихов — сопереживающее внимание к телу. К его телесности, конечности. К тому, как оно живёт своей неудобной живой жизнью, отдельной — и неотделимой — от жизни других тел, слов, зданий, животных, птиц. Наконец, четвертое, и для меня в этих текстах, возможно, самое важное: готовность не только слушать и слышать, не только жить внимательной жизнью, но и деятельно сострадать Другому. Посредством, да, слов (больше у нас ничего нет), — но живых, не похожих на другие слова. Слов о тех (из нас), кто поеден «дикими собаками за долги», «неминуемо скомкан», сбит, как «балконы с балясинами», то есть обо всех нас, как бы мы не определяли это мы. И ещё эта удивительная (может быть, только мне, я не знаю) готовность вообразить себе новых нас — неуязвимых, неубиваемых, отчетливых, вообще невозможных.
Стихотворение из номинируемой на премию подборки:
Потому что утро, позволенное себе,
сияет через желание,
и чайки кричат от желания,
потому что объект обещан,
объект желания размазан в пейзаже,
он рассеян в лице пейзажа, объект
тотален, и пейзаж
это рассеянное желание,
пейзаж заряжен, но выносим.
Объект желания удален из пейзажа,
изъят из пейзажа, но повсеместен,
он безвыходно заточен в пейзаже,
как человек в фотографии. Его
не избежать.
Потому что желание
это встреча с самим собой,
это правда, даже в случае
если это – встреча с чудовищем.
Потому что мы не знаем о себе,
мы обманываемся о себе, и желание
рассказывает нам о себе разные вещи,
страшные и правдивые вещи, где умерли
моральное и аморальное, как умер
«Паралитик» с просветительской
назидательностью, но я все равно знаю, что ложь
это одиночество, и субъект,
повенчанный с ложью, невольник,
он паралитик, кастрат, он калечит себя,
он прощается с богом, он одиночествует
в пейзаже со своим желанием, он растерзан
своим желанием и приносит
части своего тела своему желанию, и желание
выедает у него матку, живот, жировые клетки, он сам
отрезает себе
пути к свободе,
пути к утешению.