Георгий Мартиросян (Россия, Белгород)

with Комментариев нет

мартиросян

Вырос в п. Уразово Белгородской области, в двух сотнях метров от российско-украинской границы. Окончил Инженерный юношеский лицей-интернат в Белгороде. В 2015 году поступил в Институт русского языка им. А. С. Пушкина и переехал в Москву. В 2019 году получил диплом бакалавра филологии. Работает в R.I.M. Communications Agency, в практике отношений с органами власти и регуляторами.

Стихи публиковались в журнале «Воздух», в интернет-изданиях «Полутона», «Стенограмма», «Маргиналии»,«Новая литературная карта России», WordPress (Resistance Writing / «Письмо Сопротивления»), в газете Айовского университета. В 2016 году участвовал в программе для молодых писателей Iowa International Writing Program (Айова-Сити, США). В 2017 году участвовал в программе Айовского университета Playwriting In Russia (Посольство США в Москве).

 

Сопроводительное письмо номинатора Евгении Риц:

 

Стихи Георгия Мартиросяна полны юношеской бравады, напускного цинизма. Собственно, именно поэтому его можно назвать традиционным поэтом — не в смысле просодии, но в отношении типа лирического героя, анфан террибля, шаг за шагом проделывающего свой путь до «проклятого поэта» модернизма и далее, в трагически шуткующий постмодерн. Подборка начинается с травестийной апелляции к Библии, к одному из самых романтических трагически-красивых её сюжетов — истории Авессалома. Но Авессалом Георгия Мартиросяна — «нелегальный», подчёркнуто двадцатилетний и двойнически сливающийся с Ионодавом. При этом не стоит забывать, что Авессалом сегодня — это и непременно Авессалом Фолкнера, романтический — неороманатический, южно-готический — вдвойне: чёрный, инцестирующий, незаконный — нелегальный — с какой стороны ни погляди. Тема слияния Авессалома с Ионодавом открывает ещё один, абсолютно романтический мотив, характерный для Георгия Мартиросяна, даже, пожалуй, ключевой для него — мотив двойничества, подчас неотличимого от любовной игры: «я» и «ты» оборачиваются, как и «я» и «я», и ещё один оборот. Апофеоз такого слияния — двойничество поэта со всем миром, с его субъектами и объектами: «моё тело могло быть// и телом любого человека в вагоне и самим вагоном».

Настойчивое символическое подчёркивание возраста обращает нас к ещё одному постромантику, футуристу — раннему Маяковскому. Однако юность важна не только как таковая, не только в её романтическом контексте дерзания, но и как толчок развития темы инициации, взросления как нового рождения. Юноша-поэт существует не как статическая единица, он влит в непрерывное движение мира и сам движется, развивается, или, пожалуй, — развевается. Интенсивное движение мира оборачивается насилием, унижением, гневом и гневом ответным. Эта эстетизация отвратительного и в то же время отвержение его сближает Георгия Мартиросяна уже не столько с поэтами, сколько с прозаиками, но всё того же поля — Жаном Жене, Жоржем Батаем. Не стоит, впрочем, забывать и «Падаль» Бодлера, красоту гниения, у Мартиросяна прорастающую цветами сквозь разрушенные, кариозные зубы.

 

 

Я СМОТРЮ НА РАДИОАКТИВНЫЙ ЗАКАТ, МУЖЧИНА В СИНЕМ ПЛАТЬЕ СИДИТ У МЕНЯ НА КОЛЕНЯХ

 

НЕЛЕГАЛЬНЫЙ АВЕССАЛОМ

 

Ложусь на пол, насмотревшись

на предвечернее солнце,

и всё как обычно, потому что сегодня

я снова представлял

себя Ионодавом, стоящим на скорлупе, —

двадцатилетним и бесплодным.

 

 

НЕЛЕГАЛЬНЫЙ АВЕССАЛОМ II

 

Тёплая вода

из шланга. Мы плюём

ею друг другу в лицо

и стряхиваем капли в траву —

двадцатилетние и очарованные своей злостью.

 

 

Я ВОСКРЕСАЮ НАГИМ

 

Ночью ты думал о самоубийстве. Я убрал одеяло с волосатой жопы и хотел

сказать о чём-то, что ещё не поднялось на поверхность своего понятия.

Не вставая с подушки, мы смотрели на икебану в узкой горловине,

и я вспомнил, как болезненно выглядит мой рот, когда я заикаюсь.

Ты восстановил по памяти мои глаза, которые когда-то заклеивал

оранжевыми кружками, и одно из наших «я», полностью отодвинутое

от света, приходило, входило, боялось и возносилось.

 

 

СПУЩЕННЫЕ ЗАНАВЕСКИ

 

Мои волосы на ногах совсем мокрые,

и уже непонятно, где мои бёдра и где — твои;

и когда мы изредка открываем глаза,

кто-то из нас похож на ренуаровскую Диану.

Я вспоминаю эпиталамы.

Мы не видим, как входит мой отец;

он смотрит на мои стопы,

но я всё ещё тебя люблю.

 

 

Я ВОСКРЕСАЮ НАГИМ II

 

Ночью я хотел рождаться из своего тела. Ты смотришь на меня

через боковое зеркало, расстёгиваешь рубашку и просишь водителя

свернуть на улицу Двадцатого сентября.

Ты рассматриваешь мой затылок –

тебя угнетает долгая красота.

 

 

ОТБРОШЕННАЯ ПУПОВИНА

 

Мутная, серебряно-синяя или ржавая, она так легко разворачивается

перед нами — эта плацента.

Я представлял её у домов из апельсинового камня, под шиферной крышей

моего старого гаража на юге и на твоей груди.

Послеродовое вещество и отброшенные глаза.

Ты патлач, ты покойник-рахоба — твои светлые волосы распадаются,

застывают на червивой поверхности этой плаценты —

ребристой, как соседний камыш.

Вытирай её пупочными волосами,

замри под солнцепёком,

готовься раскаяться, называй

каждую часть моего тела, ты мать закавказского беженца.

 

 

СЛЁЗЫ КУПАЛЬЩИКОВ ВЕЧЕРОМ

 

Снимай одежду и спускайся к воде.

Взболтай её рукой и смотри, как внизу от впадин подмышек

всплывают мальки.

Вода становится глиняной, как наши подглазья.

Ты зальёшь её в следы на песке,

чтобы наши вывернутые зрачки, похожие на целлофановые пузыри,

засохли вместе с рыбьими костями и ракушками.

 

 

ЗАБЫТЫЙ ЯЗЫК ЖУРАВЛЕЙ

 

Вода из поливомоечной

машины. Тополиный пух

в горячем асфальте. Мы

дети грузинских беженцев.

 

 

НЕСОВЕРШЁННЫЙ ТЕРАКТ

 

Ещё медленнее

посмотрел на идущую электричку,

когда подумал, что моё тело могло быть

и телом любого человека в вагоне и самим вагоном.

Давид улыбается мне в окне —

я перебираю монетки в кармане.

 

 

БЕЛЁСОЕ ВЕКО

 

Отец бросает в тебя кирпичи, и из-под длинного козырька фуражки

видны его зрачки. Ты должен

вытирать ему ноги лицом, ты должен

надеть чёрное кожаное платье,

ты должен быть, как люди, спешащие на МосБиржу.

Твой ротик — слепок с каждого падающего кирпича.

Твой папуля так любит вечерних мальчиков.

 

 

ПСАЛОМ БЕСЦВЕТНОГО ГЛАЗА — И НИГДЕ КОНКРЕТНО

 

Солнце — сквозное веко. Частота радио,

и расцвечье следов на газоне.

Всегда кружась в зените, зрачок вдали умирает.

Рассеянная бабочка на фургоне.

 

 

ГОЛЫЕ В РОСЕ

 

Мякоть солнца связывается с синими передачами автозаправок.

Временное свечение между фильтрами 1977 и Kelvin (это вымоченная олива — это

впечатление от фиалки, брови Макса — пурпурные лозы),

включённое в рамки и не распределённое по площади кадра, скручивается,

как пазухи полевого вьюнка.

Большое ожидание вещей.

Лучи на пыльном кувшине.

 

 

ЛЮБОВЬ ОТ ДРУГИХ ИМЁН

 

Тело мерцает с изнанки письма,

и разворачивается лоб до венков.

Лицо — фиалка, сбрасывающая солнце.

Может быть, это вина видимого — или мы оба

будем отпущены через шаг от своих имён. Все эти цветы

прорастают в твоём рту, закрывая дырки в зубах.

 

 

ЛЮБОВЬ НА СОЛНЦЕ: БАССЕЙН

 

Мякоть прерванных глаз — белых гортензий,

потерянных в излучении времени.

 

 

ЖДАНА

 

Ветер в парео. Куда ты идёшь по листве винограда?

1985 Honda Accord в светлом ветре. Колыхание антенны.

Зрелые сосны перед живой изгородью.

 

 

НАСЛАЖДЕНИЕ

 

В постоянном открытии цветы на лбу. Я сосал свой хуй в цветах.

Свобода продолжается за глазным веком —

взаимное солнце рождения.

 

 

МАДОННА В СОДОМЕ

 

Твой рот, терзанный чужими

зубами, открывается, чтобы

выпить молока.

 

 

ОКТЯБРЬСКИЕ МАКИ

 

Через прохладную закройку штор я смотрю, как мой брат выходит

из грязной 2001 Honda Civic, — и в этом заправочном выглазье

я бы хотел умереть.

Я бы хотел совсем уйти отсюда. (Вот по следам его машины проехала ещё одна.)

Мне нравятся машины: это лучший рецепт тела,

и боковыми зеркалами они наблюдают за местностью,

свободно по ней перемещаясь.

У меня некрасивые глаза — в этой машине я умереть не могу.

Мне так нравится высовывать из неё лицо на ветер.

 

 

ПОЛЫНЬ В СНЕГУ

 

Ты можешь стоять на снегу и называться «снег».

Может быть, он кружил над цветочными чашками

и в стропилах.

 

 

ПОЛЫНЬ В СНЕГУ II

 

Ты спишь на взаимной поляне. В пресном небе отражается аист,

рождается твоя лёгкая поступь.

Вечером побежим на горы.

Тихо кружась,

на них упадёт первый снег.

 

 

ЭРОТИКА ЗА СПИНОЙ

 

На эскалаторе поправляю тебе волосы.

 

 

ЕСЛИ Я ЗАБУДУ ТЕБЯ, ИЕРУСАЛИМ

 

«Я гладил шишки. В их скорлупчатой нежности, в их геометрическом ротозействе я чувствовал начатки архитектуры». Чёрный алоэ в волосах Макса; механизм грубой фокусировки. Рыболовная сетка, в которой пятерня ныряльщика смешалась с кожей, слезшей с его пальцев. Серебряная проволока в траве. Его голая спина, мелькнув в развешенном белье, попадает на выходной экран. «Твоя рожа воняет сутенёрством утром». Диск зонта, выброшенный в воду, нагревается на солнце и теперь похож на апельсиновый камень, из которого строили дома в молодой Армении. Я приветствую тебя за превосходство в красоте. Мшанка сбрасывает тельце в рыгачки коровы. Я заикаюсь на русских глаголах, потому что нельзя ни забрать кого-то из нас отсюда, ни оставить здесь. «Откуда — прозрачный лепесток солнца?». Ось крайнего настоящего времени, тактильность Востока. Язык бессловесного паломника. Обвешенный и как будто униженный дорожными сумками, он заходит в пазик. Подсолнух выскальзывает из рук ребёнка. Мокрая тряпка прибита к окну. Я вспоминаю, как он улыбался мне в фацетном зеркале.