Родилась в 1994 году в Москве, студентка Литературного института им. А. М. Горького. В 2014 году дебютировала как критик в журнале «Новый мир». Публиковалась на порталах «Полутона» и «Новая литературная карта России».
Сопроводительное письмо номинатора Василия Бородина:
Мария Фокеева — поэт очень молодой, но в последний приблизительно год можно уже уверенно говорить и о уровне/потенциале художественного мышления, и об особенностях становления как осознания, приятия (что очень важно) и перерастания собственного бэкграунда. Бэкграунд здесь — высокий модернизм, больше европейский, чем русский, воспринятый (что очень выделяет Марию Фокееву среди ровесников и старших сверстников) не как «образец» или что-то враждебно-чуждое, а — как рано и безошибочно узнанное своё. Такая радость узнавания неизбежно получается амбивалентной, отчасти печальной; в этой промежуточной определённости, «решённости» языка есть одновременно освобождённость и скованность.
Частичная скованность эта очень ценна, она происходит от дисциплинированности мышления и специфического, не только художественного, такта, делающего бережным-поскольку-осмысленным переосвоение/обновление модернистского инструментария. В этих стихах нет псевдоиронии и псевдоотстранения, и именно эта буквально рискованная открытость сообщает им парадоксальную «прочность», ту заново-природную естественность подлинно-культурного, в которой есть, при неизбежных «травматичности» и «сложности», почти уют. Этот – невольно, совершенно не манипулятивно — тревожный художественный язык обращает на себя внимание именно непоказной смелостью и авторской верностью себе-человеку, своей внутренней истории. Новизне этих стихов совершенно чужды и пафос новизны, и ненужная проблематизация насущного («нужно ли и понятно то, что я говорю?» etc.) — а есть в них то достоинство просто-присутствия, которое и отличает поэтическую речь.
Фрагмент номинируемой на премию подборки:
* * *
лежал на солнце леса приют,
стемнеет, пустые бутылки растут,
зажигает медленно, а знаете кого-то кто жил
спать прятался в крылья жирного одеяла,
утром лампы говорят, что ангелы ночью
играли кто дальше плюнет на землю.
плевки упали на холодный асфальт
росистой наволочкой
мы вернулись, в небе, в доме
рамы, двери, окна, холодильник, плита.
обои, мыши как позолота убегают
вдаль от судна, которое тонет.
молотки, чашка с гнилым лимоном
от света слишком туго глазам
в спокойном дыхании через рот.
концентрированный запах зеркал
разрывается кожа на древесных листах
а здесь дыхание теплой деревянной лошади
заходи, больше нет никаких границ