Родился в 1993 году в Уфе. Закончил НГУ им. Лесгафта по специальности «журналистика». Стихотворения и эссе публиковались в интернет-ресурсах «Полутона», Stenograme. Лонг-листы премий «Критерии свободы» (2014), «Белла» (2015). Принимал участие в 12-м Фестивале новых поэтов в Санкт-Петербурге. В настоящее время учится в магистратуре СПбГУ на филологическом факультете. В 2015 году в diy-издательстве ouclup вышел небольшой сборник стихотворений «Брешь мотылька».
Сопроводительное письмо номинатора Дарьи Суховей:
Пожалуй, главное, даже корневое, в поэтике Влада Гагина (р. 1993), петербуржца уфимского происхождения, жителя только что построенных в Ленобласти, но невдалеке от метро кварталов Девяткино, журналиста и соредактора культурного сайта Stenograme.ru — проблема внешних и внутренних границ, та самая ситуация, когда поэтика бытового факта незримо уступает место метавысказыванию, а сам этот бытовой факт фиксируется в невесомости первоощущения:
«Человек открывает глаза посреди одинаковой ночи
раньше было легко ночевать а теперь и укрыться-то нечем
клочковатая рваная ночь но лежишь, замерзаешь
ожидаешь конечно чего сам не знаешь
хорошо что открыты глаза даже если настолько темно
что темно
и ещё потемнее немно»
Возможно, что-то уже было. Возможно, было и в поэтике самого Аркадия Драгомощенко, показавшего нам пределы однообразия в «Великом однообразия любви» ещё в середине 1980-х; возможно, и в поэтике поколения, описанного в работах Дмитрия Кузьмина о постконцептуализме в начале 2000-х, где формальная непритязательность частных высказываний о тех самых бытовых фактах становилась основной содержательной скрепой поэтического текста.
Эти две вешки на линии времени отмеряют ритм с шагом примерно в 15 лет (и на данный момент тоже прошло 15 лет с начала 2000-х), когда обостряется внимание к некоей совокупности приёмов, которая вдруг — становится, представляется, оказывается — я не понимаю, какое слово выбрать — важной и вскрывающей осязаемо новые миры.
В поэтике Влада Гагина есть и то, что невозможно в постконцептуалистких практиках, а именно открывается свой путь постижения реальности, на котором имеют место быть чтение – и иные виды интеллигентского впитывания-всасывания в культурные артефакты, захватывания, чуть ли не засасывания ими. В сохранении копий файлов с шедеврами на свой компьютер есть нечто более индивидуальное и даже интимное, нежели, к примеру, в собирании библиотеки глянцевых альбомов репродукций тех же шедевров живописи, а книга современного поэта становится неосознаваемой частью тела:
«хочется спать тошнит а ты раскрыл
книжку Ерёмина или Айзенберга
как собственный удивлённый рот» («Длительное движение»);
«но я тоже слабак не смог удержаться — рядом
с картиной Эндрю Уайета на которой
изображен старик лежащий на лоскутном
одеяле рядом с ней сохранена глянцевая
фотография Ким Кардашьян» («Сохраненные картинки»).
Ещё в этих стихах имеет место быть особого толка чувственное восприятие, мало того, что синестетичное, так ещё и демаркирующее границы между реальной и виртуальной картиной мира, которые обе маркируются мерцанием (в первом фрагменте речь идёт о порно, во втором — о воспоминаниях — вернее, о способности что-то забыть):
«вряд ли дело в волнении иногда
волнение помогает; кажется,
невозможно вообразить что перед тобой
не пляска радующих текстур
а живые вульгарные и не слишком красивые
женщины которые прячут
усталость за пошлостью и так далее
впрочем возможно ничего из описанного
не происходило я вижу как они
пытаются и проваливаются в мерцание» («Сохраненные картинки»);
«прорываться через мерцание
синтетика
новостной повестки рваный лоскут
ладно, бежали вы
по этой аллее летом выпускного года
держались за руки ну и что
все забыли ты забыл
шаришь руками не знаешь какого
цвета шум ищешь внутри» («Два стихотворения»).
Отношение к действительности и к себе в ней, в этих стихах колеблется вплоть до состояния недействительности — не верифицируемой стандартными поэтическими средствами реальности, и в конечном итоге небытие окончательно отпрыгивает за грань высказывания, ибо автор вначале говорит прямую речь, а потом «я хотел сказать»:
«эти воспоминания — придумка
эти дни тают, как снег
эти мысли становятся вязкими
эти суставы стираются
волосы эти редеют седеют ты где ты где
эти политические лидеры сходят с ума
эти листья и эти фото желтеют
эти идеи устаревают
этот способ письма приходит в негодность
эти рифмы становятся банальными
все рифмы становятся банальными
это эхо замирает
пульс сбивается
речь даёт течь
лодка, плывущая в темноту, крепче любой иной лодки
эти занятия английским ни к чему не приведут
плавание не поможет вылечить спину
накачать пресс
стать рок-звездой
кому это надо?
этот мир обречён то есть
я хотел конечно сказать наш мир обречён» («помнишь ли ты день, когда я…») —
понятно, что эта тирада, практически истерика — не главное в композиции стихотворения (а вдруг — главное?), но без неё последующий ход в направлении «я люблю тебя» был бы менее верным…
Все эти вещи складываются в общую картину, не лишённую рефлексии, но лишённую общего внешнего социально-политического лозунга, бо даже политичность этих текстов не носит ультрасовременного характера, пусть и состоит из узнаваемо современных деталей. Вот обращение к цитате из Виктора Кривулина, самых поздних его стихов («Прометей раскованный» из «Стихов юбилейного года»), включенное в совокупность фактов современного быта:
«я в метро читаю биографию Ги Дебора
паутинка треснувшего планшета
да, какой-то путин, паутина
по утерянным фланировать структурам» («Сохраненные картинки»).
И выход, вот он, выход, он есть — в самом позднем по времени — досланном уже летом тексте.
«ничего ровным счетом не происходило
вместо тестового пришлю им
сообщение с текстом
извините я не могу
присоединиться к вашему телу» («Варианты»)
Фрагмент номинируемой на премию подборки:
ДЛИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
я всегда в этом метро, я всегда
будто ехал в этом метро
одинаково полупьяный
с книжкой очередного сложного поэта
ничего не ясно красная ветка
и это ещё мягко сказано едешь едешь
хочется спать тошнит а ты раскрыл
книжку Ерёмина или Айзенберга
как собственный удивлённый рот
и движение поезда и движение
текста сливаются словно ты
оглянулся посмотреть
на всю свою малую жизнь и она
неожиданно ответила тебе взаимностью
в конце концов говорят для такого
принимают наркотики занимаются любовью
или занимаются любовью всё же
не для этого
то есть пласт символического сры-
вает ветер веет пьяный напротив
не спит говорит слова и никто
из нас не услышит ни слова
слишком толстые стёкла слишком
слишком сложные книги слишком
слишком быстро бежит наш поезд
я пойму это после, проснувшись
перечитывая Айзенберга и с удивлением
отмечая что ничего сложного нет
самая главная тайна раскрыта
но неназванные и страшные имена
по инерции сталкиваются в моей
расколовшейся голове