Екатерина Захаркив (Москва)

with Комментариев нет

Родилась в 1990 году в Магадане. С 1993 живет в Москве, в 2005 году закончила Московскую архитектурную школу, в 2015 — Литературный институт им. А. М. Горького. В настоящее время является студенткой магистратуры РГГУ (филология, лингвистика), преподает русский и английский языки. Публикации в журналах «Воздух», «Ышшо одын», на сетевых ресурсах Sygma, Stenograme, «Новая литературная карта России». Участник поэтических чтений в рамках фестивалей современного искусства.

 

Сопроводительное письмо номинатора Андрея Черкасова:

 

Важная вещь про эти тексты, как мне кажется — то, что они происходят, написаны из понимания ситуации, в которой наша (в общем телесная) жизнь постоянно подвержена разным (в общем нематериальным) явлениям, стихиям и сущностям (истории, политике, языку etc); и, сходясь где-то в центре субъекта, эти вещи тоже обретают нечто вроде своей телесности; и что с этой ситуацией особенно ничего нельзя сделать (значимое исключение — последний текст подборки, манифестирующий возможность выхода, движения дальше — и необходимость такового) — разве что осознать наличие этой ситуации, создать её описание, настроить оптику так, чтобы уловить этот не вполне видимый сюжет; и это само по себе дело, и, кажется, необходимое. Таким делом (в том числе, конечно) и занимаются эти тексты, они как бы (примерно фотографические, но не совсем) машины, которые эту ситуацию схватывают и переносят на чувствительную поверхность текста. Они сложены из линз, зеркал, осколков; слова здесь проходят сквозь свет, отражаются, преломляются и открывают нечто вроде порталов, создающих глубокую проницаемость текста во все стороны (времени, пространства etc). И последний важный поворот — это выход в «мы», которое по ходу текстов собирается из других местоимений, собеседников, персонажей, и превращается в твёрдое «мы» в последнем тексте, совпадая в нём с возможностью и обещанием действия. И эти тексты, машины, конструкции — они про нас, как и ситуация, которая за ними стоит. Разумеется, они — не единственный канал, через который происходит этот необходимый разговор, но, кажется, один из немногих внутри схватываемого премией поэтического поколения.

 

Фрагмент номинируемой на премию подборки:

 

***

я только то, что я чувствую: биение, первый удар
осыпается веером древесина косо врезается луч
в дым над мануфактурой где ты стоишь в белом
и глядишь на салют подорванной обороны
пока в нашем мире летают точки мой младший брат огонь
в поле ему не хватает дыхания

он сжимает мое лицо в ладонях я смотрю на бурьян
его руки текут по моему лицу я смотрю на бурьян
и на край этих сумерек

я только тот, кто разлучен с собой в этой акции навсегда
я разлучен с политикой в искрах под ленинградом
ты стоишь в белом у школьной доски внутри дыма
диктант двигает нас мы не знаем на каком говорить языке
березовый деготь на краю этих сумерек ковры новых гостиниц
руки огня текут по моему лицу

 

***

весь город томится в сетях гарнизона
новостные экраны медленно крошатся
лицо диктора опадает, желтые звезды
желтые звезды вставлены в толстые синие стекла
зрение разряжается, кто внутри города?
я

словарь западает
в тысячу раз сильнее
ненависть без ответа, граната во рту

без ответа
пленка что я вывожу в одном сердце
ощущение угрозы, но ты ведь тоже
ее ощущаешь, мы внутри города?
в его темных глазах
а еще
на пленках друг друга