Родилась в 1993 году. Поэтесса, феминистка, арт-активистка (акция #тихийпикет), выпускница Литературного института им. А. М. Горького (2010-2015, семинар поэзии И. И. Ростовцевой), кураторка библиотечных арт- и социальных проектов. Публикации в журналах «Воздух», «Новое литературное обозрение», на сетевом ресурсе «Полутона». Дважды попадала в лонг-лист премии Аркадия Драгомощенко и премии «Дебют».
Сопроводительное письмо номинатора Полины Барсковой:
«Границы нет»: о поэтической работе Дарьи Серенко.
Одним из самых важных отличий творчества Дарьи Серенко (также, как мне представляется, связывающим ее напрямую с поисками АТД) является нежелание умещаться в границы, подчиняться заданным формам.
Ее поэзия стремится включать, а не исключать, и включает она в себя не только визуальный и перформативный компоненты (что уже с начала 20-го века составляло амбицию русского авангарда, начиная с Матюшина и Маяковского, продолжая Хармсом и Хвостенко), но и в самой поэтической ткани делает разные вещи, подчас кажущиеся трудно совместимыми, соeдиняя компоненты «традиционной», формальной поэтики с элементами языкового эксперимента и «чужими словами» (элементами mass media и дискурсивными обломками повседневного языка).
Поэтическая работа Серенко это работа в высшей степени синтетическая, имеющая вдохновляющими прото-аналогами не только продуктивный «сор» Ахматовой, но и декадентскую «помойку» Шварц: системы, отрицающие навязанную иерархию, патриархальные и тоталитарные системы эстетических ценностей. В итоге, одним из главных впечатлений, причиняемых мне, как читателю, этими стихами является ощущение свободы.
Серенко в своем творчестве создает подвижную систему, которая «дышит, где хочет», которая нервно и чутко реагирует на свое место в своем времени.
При этом поэзия Серенко — поэзия страсти и страстей в теологическом понимании этого слова (passion), она жадно чувствует окружающую ее жизнь, равно как и жизнь внутри себя, таким образом побуждая чувствовать и своего читателя.
В своей работе по искусству Серенко, как мне представляется, стремится к движению «поверх барьеров», к срыванию красной ленты, к не обращению внимания на знак «не входить, не говорить».
Она говорит то , что и то, как не принято.
Ее получившая значительный резонанс акция «Тихий пикет» является, на мой взгляд, органичной частью этой работы: когда Серенко входит в вагон метро с написанными на плакатике стихами Шаламова (среди прочих ее акций) и вступает в диалог со своими попутчиками об этих неудобных и сложных текстах, она тоже занимается литературой, приносит литературу в мир, зачастую отторгающий такие контакты.
Все эти аспекты делают разнообразное, настойчивое, неожиданное, непривычное литературное творчество Серенко тем самым глотком свежего воздуха, который русской словесности сегодня крайне полезен, даже необходим.
Фрагмент номинируемой на премию подборки:
***
Damnatio memoriae с лёгкой руки императора
поднимающей кубок горячий с холодного камня —
след от него исчезает, пока разверзнуто августейшее горло
так и лицо твоё, милый, исчезнет глоток за глотком
тебя можно стирать со всех фресок нашей империи
пока кровь на руках рабов не выступит, известь закрасив
но кто увидит тебя на внутренней поверхности моего века
там, где мы раздевались до свадьбы, но были невинны
личное — это политическое, значит, всё ясно
значит, вырви глаза мне, тиран, и брось их к ногам провинившимся
чтоб я, слепая, шагнув, раздавила их как виноград
***
сквозь тело акциониста
прошла государственная граница
шов, больше похожий на орган, на ласкового червя
вьющегося в околоплодной воде
я не могу целоваться
мои губы рассечены молчанием
поцелуй — это высшая форма червивой речи
чувствую разрастается до лабиринта
сегмент за сегментом
опутывая ДА/НЕТ
оставляя нас в собственных кольцах
в ангельском шуме метро