Подборки из опен-колла (часть 1)

 

Одно из ключевых нововведений сезона-2019 Премии Аркадия Драгомощенко — open call: в отличие от предыдущих лет, в этом году авторы могли присылать свои подборки на Премию для дальнейшего рассмотрения и возможности выдвижения их номинаторами. Это принципиальное для нас решение, его задача — сделать премиальный механизм более открытым и демократичным, включить в поле внимания читательского и экспертного сообщества большее число молодых авторов, включая тех, кто еще не имеет публикаций или номинаций на ту или иную премию. По итогам open call’а на почту Премии пришло 114 подборок из 33 городов России, Украины и Казахстана; 11 подборок вошли в длинный список Премии. Среди поэтов, попавших в длинный список через open call, и лауреат Премии этого года, Даниил Задорожный.

Несмотря на то, что результаты open call’а можно считать удачными, мы хотим отметить, что многие заслуживающие внимания авторы, приславшие подборки на open call, не попали в длинный список. Этой подборкой мы открываем серию дайджестов, составленных из стихотворений, пришедших на почту Премии, — выделив тем самым интересных и достойных прочтения молодых поэтесс и поэтов.

aliev

Али Алиев. Родился в Москве 12 сентября 1997 г. Учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Любимый поэт Шамшад Абдуллаев. Увлекается кинематографом и рисованием. Любимый режиссер — Ходоровски. Любимый художник — Мебиус.

***

СТАРИК

Дерево прекратило свой рост,
очевидные ходы ты уже изучил,
новые оказались ещё дальше, чем любимая реплика из фильма
В 60-х годах в кинотеатрах показывали порнографию, ужасы и Феллини
Ты, естественно, ходил только на 8 1/2
образ вещей теперь стал твоим патронажем
Оторвавшись от чёрного слона, бесполезно стоящего на белом,
ты обернулся на голос — ничего, просто тебе послышался крик о помощи —

вернувшись к шахматной доске, ты обрёл ее полем
В котором утонул твой глаз
«поправляю» (как говорил твой друг-гроссмейстер) вместо фигур были листья деревьев
и ты не понимал химию растений
в чем смысл, если какой-то крик возвратил тебя сюда,
в лиственницу, детей, (атласный?) воздушный змей

Леска переплелась вокруг веток
и ткань рвалась о сучки
Так, наверное, в детстве
звучала безнадежность:
порывистый ветер и леска натянута как будто сквозь зубы

поднимая глаза не хочется больше давиться этой игрой
мой плащ уходит дальше в глубину парка

 

 

бордуновский

Михаил Бордуновский. Родился в 1998 году в Челябинске, работал в театре, с 2017 года — студент Литературного института им. А. М. Горького. Один из основателей и составителей самиздат-журнала «За Стеной». Публиковался на портале «Полутона», готовится к выходу подборка в журнале «Плавучий мост». 

 

***

посвящается

случайный попутчик уснул на моих коленях.

конь сложился под всадником сам собой
и, словно горб, вырос сам из себя, замещая всадника; колесница
укатилась в гречиху и оставлена экипажем; шатры противника
вспухли повсюду, как взрывы.

какие сферы и нагромождения ты озирала?

огонёк зажигалки вытащил из колодца комок волос, завернутый в шёлк,
свет блуждал самолётом по краю погасшего континента
и наткнулся на ТВОЁ ТЕЛО, захороненное над пустыней;
выкопанный из земли младенец вырос и оказался ТВОИМ ТЕЛОМ.

что-то во мне изменилось и в узнаваемых чертах лица проступает тление.

весь день я простоял в городе, будто в ящике; ты
в нейтронной звезде, как в платье, вышла на взлетную полосу,
винты деревьев, вращаясь, опустились в почву; после побега
я просыпаюсь на коленях попутчика, озираясь.

однако низкая облачность, дождь и лёгкий туман скрывают холмы и равнины.

десапоташвили

Анна Деспоташвили. Родилась в 1993 году в подмосковном городе Люберцы, окончила историко-филологический факультет РГГУ. В настоящее время учится там же в магистратуре на кафедре сравнительной истории литературы и занимается зарубежной, в частности американской, прозой второй половины XX века. Стихотворения публиковались только в личном телеграм-канале.

*

В обеденном зале
Гостей встречали
Из пола торчали
И к столу катились на роликах

Уши бесстыжего кролика
Лимбическая дева
Томится в кустах
Спелого шиповника

Секрет сеньора садовника
Обычно он ходит в пенсне
У него в портфеле корона
На ветке камертона

Сидит певица ворона
Летит кровопийца комар
В межгалактический будуар
Тело из картона

Сморщилось от звона
Скоро его пронзит
Длинноусое насекомое
И не найдёт искомое

А кровь планеты
Кипит в отваре шиповника
В кастрюле кувыркаются
Бронзовые слоники

А нос Буратино
Несётся по картине
Пока художник на карантине
Кушает сардины

А у центрального телевидения
Дар провидения
Из него на дорогу
Выходит бравая подмога

Каменеет на пороге
В ужасе открывает рот
Читает анекдот
Да царю приветы шлёт

 

 

кита

Оксана Кита. Родилась в 1991 году в Москве. Окончила факультет истории искусства РГГУ. Феминистка, участница различных феминистских проектов. Лонг-лист премии Аркадия Драгомощенко 2017 года. Публикации на портале «Цирк Олимп+TV», в зине «Мы сделали это руками».

 

*** 

Princess of Melancholy

когда больше нет сил смотреть

image may contain:
ливень на Шаболовской
трамваи, черешня немытая
решетки на окнах

image may contain:
one or more people/
people sitting, shoes and indoor
выходишь в больничной одежде

неловко?

image may contain:
1 person, sky, outdoor
тетрадь для прогулок
сбилась со счета сколько отверстий
теперь забудется телом
сколько — обратной его стороной

придется бить снова

твоя мама говорит об инфаркте

(я хочу обнимать тебя целую вечность)

а нужно стричь ногти, стрелять сигареты

почему тебя так давно не было?
спишем на cancer season
сияние звезд, отделение первого эпизода {психоза}

image may contain:
princess of melancholy в её день рождения, коралловый риф ускользает сквозь пальцы,
мрачные башни градирен в дыму

после которых станешь сильнее

princess of melancholy,
image may contain:
блэк-ворк, кинжал, полсотни анхов
— ты под надежной защитой —
love like you’ve never been hurt

здесь: (1 person, phone) я сочиняю историю
которая может случиться
(image may contain:
night sky and basketball court)
с princess of melancholy
если ты только решишься:
no photo description available

кононенко

Аксинья Кононенко. Родилась в 1992 году в Тюмени. Училась в медицинской академии на лечебном факультете. Последние пять лет работает в книжной отрасли, изучает современную философию, поэзию и психоанализ. Ранее нигде не публиковалась. В настоящий момент заканчивает работу над сносками и библиографией к изданию семинара Жака-Аллена Миллера на русском языке, переводит статьи по психоанализу с французского, продолжает писать стихи и эссе. Живет в Санкт-Петербурге.

***

Тысячи голосов других говорят со мной.
Они — глухие.
Они тонкой вязальной спицей, чтобы не слышать —
понимаете? — сами себе проткнули уши,
сами себе оборвали жизни.
Сами себя изуродовали ради покоя,
чтобы только вокруг было тихо.
Только ради того, чтобы ничто чужое
больше в них не проникло,
больше их не тревожило.

и кричат высокими голосами
и в руку вкладывают иголку

 

* * *

змеи в голову входят узором сказочным.
как говорю я, то я и есть.
то видимо и невидимо,суждено и брошено оземь.
обернуться, стать, вырасти из яйца в иглу,
очертить пограничье, точкой
слиться с другими и будущее забыть.
всякое выполнимо, было и будет
летящим камнем в праще.
случайность моя, я люблю Вас сильнее
смерти, люблю вас сильнее жизни.
Люблю вас сильнее вообще

милорская

Юлия Милорская. Родилась в Санкт-Петербурге в 1991 году. Окончила специалитет психологического факультета СПбГУ (в 2014 году), затем магистратуру филологического факультета ПСТГУ в Москве (в 2019 году). Училась также в художественном училище на отделении живописи в ГГУ (Москва), сейчас взяла паузу, ушла в академический отпуск. Стихи нигде не публиковались.

 

***

сейчас в это сложно поверить, но всего век назад не было местоимения «нэос», так сказать, нейронно-электронное общее сознание, подчинившее разуму танатос и эрос — возвысившийся над примитивным индивидуализмом единый гигантский мозг, монолитный организм из чипированных людей, коммуницирующих сквозь нейромост, почти божество, сложенное из безликих человеческих кирпичиков как организм из клеток, великое слияние всех со всеми, могучий и неделимый слепок подконтрольных винтиков — больше и лучше чем дифференцирование по функциям, не лишенная самокритики психика новой эпохи — нэосу чужды девиантное поведение, войны и похоть, а также программные вирусы — одним словом, деструктивности неоткуда вырасти, поэтому нэос не нуждается в морали, законах и счастье — это эра вершины развития, экзистенциальный предел, апогей интеллекта, нэосу даже не с кем стало общаться — никакого теперь диалекта и иностранного языка

куда улучшаться дальше и как?

все началось с расширения памяти — кладезь энциклопедических знаний у каждого без зубрежки и траты времени — в одно мгновение человек грамотен с ускорением когнитивных процессов в условиях отсутствия стресса, поэтому искоренение образовательных систем — закономерный этап на пути к прогрессу

затем — высокоскоростной нейронет, не отходя от мысли, всемирная паутина и встроенный микромодем прямо в черепе, которые быстренько обессмыслили перепись населения и устаревшую общественную модель

вскоре через эту единую сеть возникла совершенно научная телепатия, и, наконец, заключительная фаза — окончательное растворение обособленных личностей, объединений с партиями в великолепие унитарного ультраразума

и вот теперь нэос один одинешенек вселюдим

наблюдает массовый суицид млекопитающих как клеточный апоптоз: лемминги и правда как лишние бактерии самоустраняются, пытаясь спровоцировать тканевый псевдонекроз, сотни дельфинов выбрасываются на берег, погибают на суше

в древности почему-то считалось, что клетки мозга, умирая, делают что-то хуже

***

посмотри наверх — потолок на самом деле не белый
небо вовсе не голубое
не серое
посмотри вниз — там, где твой лобок
там не твой лобок, там не пол
снова посмотрим следующую серию?
почему дети больше не играют в футбол?
почему дети больше не играют?
почему дети?

 

 

осокин

Артем Осокин. Родился в 1993 году в селе Северском Коломенского района. Живёт в Люберцах. Выпускник Литературного института им. А. М. Горького, на данный момент там же заканчивает аспирантуру. Публиковался на сетевых ресурсах «Артикуляция», Stenograme, «Полутона».

 

***

В Люберцах обнимаются
за пределами световых
пятен, разлитых возле
транспортной остановки
«Мальчики» — здесь тормозит
маршрутка или автобус;
выгружает, как правило, мальчиков
под надзор военных врачей.

Бледные буквы на въезде в город,
улица Кирова, вот она;
где-то рядом проспект Октября.
«Мальчики» — тесный топоним,
но так привычно
читать эту надпись на въезде в город:
«Люберцы», хмурый школьник.
Хризантемы. Короткий день.

Либо в школу, либо туда —
на остановку «Мальчики»,
на дискотеку
грубой физической силы
и наблюдать
как некто, кому суждено
стать наконец человеком,
сходит на остановке
ради инициации —
бюрократической,
воинской,
и пацанской;

в блёклом приемном покое
конкурсные рисунки
из Лианозовской? — нет, из начальной школы:
танки в пушистом пастельном контуре и цветы
на погонах военных с глазами на пол-лица.

…или можно «Страйка» за стадионом,
чтобы румянец неоновый
цветом наполнил надпись на въезде в город;
чтобы пьяным на лавке признаться:
«Лю» —
говорили школьники
в неподконтрольных чатах,
и говорили немало.
«Бряц» — говорили берцы
солнечному  асфальту,
и поверхность перенимала гремучий, но мягкий ритм
мелкого камня, цементной пыли под чёрной подошвой —
лучший ответ из возможных
на это признание.

 

 

 

ульянкина

Евгения Ульянкина. Родилась в 1992 году в Караганде (Казахстан), живёт в Москве. Работает в театральном Центре имени Вс. Мейерхольда. Постоянная участница поэтического семинара Алексея Кубрика. Стихи публиковались в журналах «Дружба народов» и «Кольцо А». Ведёт телеграм-канал «поэты первой необходимости».

 

***

тётка слева смотрит осьминога
мальчик справа держится за воздух
едет едет синенький автобус
через воду через гул и воду

край далёкий свет необратимый
скажешь тоже что-нибудь погромче
ничего не слышно

было время по небу ходили
в час полночный дикие как мыши
праздничные звёзды

не боись такое дело космос
улыбнёмся в дуло как Гагарин
и помашем

 

***

и уже почти уснешь
как зацыкает над ухом
а потом и не прогнать

стрелка маленьких часов
там под зеркалом на полке
лучше б дождь но только время

только мелкие шаги
кто уходит можно с вами

посидеть на ход ноги

 

***

гитара только ещё начинает падать
а уже все зажмурились

только ещё в кулак собираются тучи
а молоко уже скисло

бабушке только восемьдесят