Такуи Никогосян (Украина, Николаев)

with Комментариев нет

никогосянРодилась в 1998 году в Николаеве. Училась в Николаевском филиале Киевского национального университета культуры и искусств (специальность — «Библиотечное и архивное дело»). Публиковалась в журнале «Листок», на сайтах Soloneba, Litcentr и «Полутона». Участница литгруппы «Альтанка».

 

Сопроводительное письмо номинатора Евгения Пивня:

 

Я намеренно уклоняюсь от определения поэзии Такуи Никогосян, как наивной. Если представить себе своеобразный верньер, с помощью которого мы гипотетически можем проверять совмещения её текстов с опять же гипотетической шкалой небрежности/нарошности — возникает впечатление (при рассмотрении не отдельно взятого текста, а хотя бы представленной подборки), что Такуи сама догадывается о существовании такого приспособления и «настраивает» своё стихотворение в первом приближении на тот или другой лад.

Процесс этой «настройки» можно изобразить в виде ряда последовательных исправлений текста, первоначально записанном, как нечитабельная заготовка с вкраплениями то русского языка в текст, преимущественно написанный на украинском, то наоборот. Орфография некоторых слов исправляется на конвенциональную, для других же — правильная форма искажается различными способами. Некоторые тексты в итоге почти полностью состоят из эрративов, солецизмов, лишних предлогов, опечаток в общеупотребимых (гнеёт) и употребляемых редко («мелотонин») словах. В других её текстах отклонений от синтаксиса и орфографии почти нет.

Но с позиции читателя можно только строить догадки насколько осознанно перепутаны буквы в словах «Чарсльтон», намеренно ли превращение слова «плод» в «полот», таким образом приближающее к слову «плот». Наличие таких неопределённостей существенно отличает тексты Такуи от практики современных ей украинских билингвиальных поэток/поэтов (особенно тех, с которыми она взаимодействует в рамках различных проектов, предусматривающих устные и письменные импровизации, написание совместного цикла и т. д.). Отклонение от правильной формы слова в поэзии других участников группы, в которую входит Такуи, обычно продиктовано желанием спроецировать необязательность орфографии в сетевой переписке, быстрый набор предложения. Или же — попыткой отобразить состояния, близкие к аффекту, экстазу, травмирующему припоминанию и т. д. Но стихи Такуи демонстрируют совсем другие пути ускользания от первоначально взятых мотивов.

К примеру стихотворение «Много людей чисто в омуте дохнут стопками» со строкой «Отец у матери прощения просил» из неопределённой бытовой сцены уводит в причудливую географию «закордонья», заполненную водой-вадицей, господом и императрицей, напоминающими скорее персонажей детской считалки; там же внезапно возникает конкретный объездной Круг (тут большая буква определённо указывает на фиксированную остановку маршрутки). Я хочу сказать, что искажения орфографии выступают здесь не для произношения новых смыслов, не для передачи особого настроения, а скорее для создания грубых разломов, сквозь которые проглядывают совсем другие, небытовые ландшафты, роение неопределённых, на первый взгляд знакомых, объектов (почти как в твите пользователя melipOne, где на картинке вроде бы свалены какие-то привычные вещи, но при подробном рассмотрении ни один предмет неопознаваем).

В тексте «иногда на кухни подымается вопрос» разлом почти незаметный, тем не менее скучный, даже усталый кухонный разговор о политике через тянущуюся комнату проскальзывает в пространство, где речь идёт уже о всеядности и персонифицированной смерти.

В тексте «что думает национальное», вызванном ксенофобской репликой, высказанной однажды в адрес Такуи, в разлом утекает целый город, а там — проплывают целые структуры вроде неясного ГОС-штаба (то ли государственного масштаба, то ли переиначенного госстата), вызывают сочувствие существа, вроде обиженной зауми, а в подобии городского центра спрессовывается совсем уже неведомое ПрроктПредктПрегоПредок (где слышатся и пророки и пригороды). На этом тексте пожалуй мне можно и нужно остановиться — т. к. это лишь беглый очерк некоторых особенностей представленных стихотворений.

И предпосылки, и разломы, опрокидывающие в себя данные предпосылки, соседствуют в границах одного стихотворения, точно как слова из разных языков (я решил не включать в подборку Такуи тексты с вкраплениями армянской речи, т. к. они требуют отдельного разговора, выходящего за рамки этого письма), для сотворения совсем другого, индивидуального ландшафта, где у авторки появляется возможность сохранить ускользающие смыслы выросшей в пригороде Николаева девушки с украинской и армянской идентичностью, обращающейся к трём языкам (это воспроизведённое по памяти её собственное высказывание).

 

Подборка номинируемых текстов:

 

 

***

Вот полот
согнутый по кругу
Держи он твой
люби его
Спой ему, нами сказку
И круг не умеем
гнеёт плод к декабрю
на твоей шее позолотой
Царь

Бог дня них по-другому

 

 

***
Мне бы хотелось
Невесту в подоле руки прятать
луче учить наречие
Ходить рафом (запятая) не твоє афто , кава
Де різниця (глянец знает)
Мов чиний осут збите молоко
тікає на підлогу
Кажі, кажі лебіда
Процесі діологу
Народа у гор в покоях балдахина
(Вино красное полу сухо на кружево с осколками разбито)
Кружись родная в танце
Зерна не бачать роспусну рабусту
У новий зроблю
Год маятник что ты потерял
27 ты мая
Ты моя невеста
Земле земля

 

 

***
насекомое с кожным покровом
и яблоко земли гниёт изнутри
давай построим дома из говна и металла
полиэтилен    лучше на лица надеть задохнуться
всегда правый без левых коллег
бестелесный щелкунчик во сне наподёт   где обед
здраствуй мама в колыбельке стрилец
Отпуская тетиву
яблоко уронить на трёхголовую черепаху
её китовые головы   смотрят на тебя сверху вниз
будто вывернутые    корни

 

 

***
Своим большим клювом и опытным глазом
он заглядывает в рот за порцией языка
Ворону
присоединилось четверо как голуби
Облетают площадь
над головами считать как кегли по головам обед
переворачивая каменный замок  В
который ты называешь грамотой
солнечные ожоги на лице даются с трудом этим летом
воронье выросло                              застилает твой стол как тучи застилают солнце
не пишется вам постов ведь                       и за ветра по воздух у полетел листок
как крыло ворона  попадаю на премию
Танцы мои вокруг огня что распалили вы            это
сон твой ненадо открывать сонник
раскручиваются ее кисти будто искры огня уходят в небе
смотрящий для огня зритель
что станет почвой для пробега
земля на горе приветствует расписными зелеными узорами

 

 

***
сидит в зеркальном лабиринте
голый седой король
выкладывает зеркала к глазам и языкам
говорит с душами по душам
запивая святой водой
горячку и чертополох
отправляя  домой
соавтор его холостой
дешёвый патрон
наполнен святой водой
выкладывай зеркала к глазам и языкам
говорит с душами по душам

 

 

***
имя сидит в углу
им наполнено суе
наблюдает впалыми
играет дамами
с тем что сидит в углу
говорит но не заговаривай
слушай не отвечай
ради господа и отца
молись с утра
Я творение эволюции
четвероногий примат
Прямоходящий
пару недель назад
Пари человеку мат

 

 

***
Милая он нашел тебя
в скрытую на разорванном
берегу
силуэт отца и народа
следят за тобой
совпадение чисел
вертикальных линий
горизонта остаются
укусами на твоих плечах
не рожденный народ
просит для неё
Свободы у соседа и отца
его холодные руки
точно центы
отнять шею её
Кто есть ты

 

 

***
Простили буквы вне
растения и последовоности
и не видать мне
Созвучий чистых слогов словах
без зокольцовок стихах

 

 

***
Спи укройся одеялом не иди куда не надо она споет тебе колыбельную
колыбельная на поёт она твое красноречие она твой бесправный контроль
Будь изувеченным ты его антенна ты его прибор
ходить тебе изувеченным пока молитвы настроить уста не вздрогнет
нет пока три дня и три ночи до дна фукусимы дойдёт
Дня покаяния покачивайся допивают
Ты его антенна ты его прибор настроить антенну на вечный покой
Раскинулись на берегу Днепра
Острова
Племя вы молитесь богини что роскинула здесь Нагота

 

 

***
Эпилог центрифуга
Безродные звери
где грань треугольника
человек животные
воскресное утро
второе пришествие Христа
Наблюдаешь часто
Будто не было никогда
Оплата подходи
каждое завтра
по договору утра
решить любые вопросы
по цвету денег и платежа
Жандармы дрифтуют
Сохнущее на ветру
растянулась с помощю ивы
Летний накапывал
Передвигая углы
будто танцует
Чарсльтон

 

 

***
Коллекция марок за резиновых мужчин
девочка с 15-ю глазами встречается сон
И отгавкается что бы деревни
Не блуждали поля зрения

 

 

***
Припис
Отключите антивирус
Ключи автоповорот
Стеклянные округлите
К мочкам и точкам

Що в горі
Не галасуй не голосує
Повітря в шкарпетках
Прикусів вистачить на
Два п’ятикубові
З спиртом замість горілки
В п’яту точку
Без годівниці
Та навчаної авчаркі
Ходжу в окулярах Тато

 

 

***
Что говорит национальное
меньшинство в городе
хорамов культов и обрядов
строй маршом
акционеры
строй ползком
Что говорит национальное меньшинство
Городе ГОС-штаба
Про военную политику минздрава
Мертвые не плачут
Что говорит национальное меньшинство
Городе кладбищ
Увидели голод тоску
Заумь сидит обиженная в углу
Транзит памятник и коллектор
Объявили нам приговор
Психам въезд запрещен
Заумь всхлипывает
ПрроктПредктПрегоПредок
Танкист тебя забирает
подпевай
Пора домой

 

 

***
Родинки бегают
По твоему телу
В костре реплять чулки
Це не про славу и Любов
Человек для неї король
Из пробки порождений
Бежит ко мне девочка
Согнутая похожа на калесо
Что бы не говорила
Колесо оно колесо

 

 

***
иногда на кухни подымается вопрос
говорят о политике будто больше и неочем
Президентские выборы городские мэра мне лучше
туда не ходить ведь встречу соседей
комната тянется с закрытой дверью
нет комнаты с открытой, как люк в банке из под оливок
ты прячешься от бомбардировок пчелиных укусов осуждаешь людей
теория большого заговора  ложится на уши
из телевизора если ты не кит и нет зубных фильтров
ешь  всё
лодыжки её холодные как и губы и на глазах уже монеты
не разбудить её как и каждого в ней засыпает
где земля жарким летом мы не растаем

 

 

***
Много людей в чисто омуте дохнут стопками
Отправлен источник информации содержащейся мелотонин
Отец у матери прощения просил
Воды
Води
Водица
Моя императрица
помилует господь
на тримайся за Кордон
Ходи конем
как по канату
что в стороне
Проедем Круг и выйдем
На царях и господах
не держи в руках время, голову
воды
води
Вадица
Чист он