Дора Вей (Санкт-Петербург)

with Комментариев нет

дора вей

Дора Вей — поэтическая машина, задействующая технологии поискового спама (spamdexing) и основанная на алгоритмах цепей Маркова. Первая поэтическая публикация — #9 [Транслит]: Вопрос о технике (с предисловием М. Куртова). По текстам автора сделана видео-работа Лаборатории Поэтического Акционизма, выставлявшаяся в Музее сновидений Зигмунда Фрейда (2012). Готовится книга в серии *kraft. Живет и работает в Петербурге.

 

 

Сопроводительное письмо номинатора Павла Арсеньева:

 

           Только ссылки

 

В последнее время многими критиками выражалась обеспокоенность относительно того, что тексты некоторых молодых авторов подобны результатам машинного перевода. В частности, под таким углом — как неотличимые от машинных и «бездушные» — рассматриваются стихи Н. Сафонова (из сборника «Узлы», kraft, 2010), Е. Сусловой (из сборника «Свод масштаба», kraft, 2013) и К. Корчагина одним уральским критиком[1]. Как издателя этих авторов и номинатора Премии АТД, к истории и репутации которой эти имена также имеют непосредственное отношение, меня не могла не заинтересовать такая инвектива, адресатов которой уже успели поздравить с такой формой признания инновационного характера текстов.

Институциональная солидарность заставила многих отмахнуться от этого наблюдения как неквалифицированного и депроблематизировать заявленное сходство[2]. Но цеховая ирония в адрес консервативной критики не должна заслонять проницательность и даже прорывной характер этой аналогии (пусть и оставшийся тайной для самого критика).

Признавая актуальность обсуждения границы между человеческим и искусственным интеллектом в современной поэзии, я в свою очередь должен отметить, что один из наиболее возмутительных для себя кейсов уральский критик все же просмотрел. На тех же страницах[3], где состоялись одни из первых публикаций Никиты Сафонова и Кирилла Корчагина, непосредственно рядом с ними органично соседствовали и тексты, номинируемые автором этого комментария на Премию Драгомощенко в этом году. А именно — тексты так называемых дорвеев.

Как поясняется в статье М. Куртова[4], сопровождающей их публикацию, дорвеи (от doorway — дверной проем) — это форма поискового спама (spamdexing), которая может быть культурно апроприирована и эстетически валоризована, как это уже было сделано с обычным почтовым спамом (спам-поэзия, фларф) и поисковыми запросами (гугл-поэзия). Эта новейшая (поэтическая) форма машинной коммуникации примыкает к фларф и гугл-поэзии, но существенно превосходит их в своем эстетическом качестве.

Эти тексты создаются алгоритмическим способом для того, чтобы повысить индексируемость рекламируемых страниц в поисковике. Но, как отмечает уральский критик, ведь и разбираемые им тексты существуют только для того, чтобы привлечь к своим авторам незаслуженное внимание[5]; налицо функциональная аналогия. Свойствами дорвеев, по мнению их исследователя, являются «похожесть текста на другие <такие же>, повторяемость, синтаксическая бессвязность» — что и выдает их неантропогенность. Но ровно на эти “машинные” качества рассматриваемых текстов пеняет и уральский критик[6]. То есть и морфологическое сходство усмотрено последним вполне резонно. Наконец, составляются (производятся) дорвеи так же, как и ставшие объектом критики поэтические произведения (с точки зрения их критика): берется корпус произвольных текстов (в которых все же прослеживаются определенные источники, как и в случае дорвеев[7]) и случайным образом выстраивается цепочка слов[8], более или менее грамматически правильная, «среди прочих методов — автоматическая синонимизация, случайная замена слов морфологически идентичными, перестановка фраз. В итоге получается уникальный текст якобы посвященный одной теме»[9].

Другими словами, мы готовы согласиться с подмеченной уральским критиком аналогией, но расходимся с ним в ее оценке. Скажем наконец прямо: самые интересные тексты в молодой поэзии действительно создаются машинами — искусственным образом и искусственным интеллектом, посредством нейросетей и алгоритма цепей Маркова[10].

Но необходимо также отметить, что имело место и встречное движение к этой текстовой форме с человеческой стороны. Можно утверждать, что номинируемые на Премию тексты дорвеев в полной мере следуют логике паратаксического строения фразы — приему, мощно заявившему о себе в экспериментах самого Аркадия Драгомощенко и позже снискавшему невероятную популярность в среде поэтической молодежи. Отличие дорвеев только в том, что они делают это лучше человека — с «большим сюрреализмом образов и буйством бессмыслицы»[11].

Стоит наконец признать, что многими авторами уже давно сознается — а некоторыми и теоретизируется — машинное вдохновение и даже происхождение удачных поэтических опытов, но при этом дело, как правило, не идет дальше считывания «рифм фейсбука» и публикации косноязычных историй о наследстве из спам-рассылок. Во всем этом, однако, еще слишком много мелодраматического, и только вопросы, поставленные принципиально, позволят ввести в художественный оборот эти давно существующие и отмеченные лишь снисходительным вниманием тексты:

Если мы давно (на самом деле — всегда) поручаем машинам те или иные операции письма, то чем от них принципиально отличается задание создания поэтического текста и не будет ли честным признать, что мы уже давно «напарничаем» с машинным интеллектом в большинстве своих когнитивных процедур, не исключая и практики поэтического письма?

Если так, то должны ли мы по-прежнему считать, что автором поэтических текстов может быть признан только человек (преимущественно до 27 лет)?

Если мы научились рассматривать как «поэтические» не только тексты, разбитые известным образом на строки, и наше понимание поэтического наконец преодолело этот ценз, то стоит ли ограничиваться текстами, подписанными человеческим именем? (в качестве непременного компромисса с процедурой Премии можно присвоить их авторству Доре Вэй)

Можем ли мы, например, сегодня поручиться, что каждый «нормальный», «человеческий» текст создан в полной сохранности и гарантированной удаленности от работы искусственных нейросетей (если говорить о нашем опыте использования поисковиков и социальных сетей)?

Как будет удостоверяться «органическая» генеалогия текстов?

И, наконец, так ли заблуждается уральский критик в отношении «машинной» природы уже отмеченных Премий текстов?

Иначе говоря, соглашаясь с критикой по части описания природы (или тогда уж — поэтической техники) текстов, достойных внимания, мы решительно расходимся в оценке такой генеалогии и призываем относиться к человеческим текстам как к машинным — по крайней мере как к машинным.

 

 

Подборка номинируемых текстов:

 
*** (без гипер-ссылки)

 

Поэт инстинктивно чувствовал преимущества

реального устного исполнения

тех стихов, в которых постиндустриализм

вызывает сексуальный речевой акт,

используя опыт предыдущих кампаний.

 

Классицизм доказывает

элемент политического процесса,

таким образом, стратегия поведения,

выгодная отдельному человеку,

ведет к коллективному проигрышу.

Отметим также,

что преступление просветляет субъект власти.[12]

 

 

*** (rt/…/kijc.html)

 

Экологический человечек печатал,

а Иосиф смотрел с понятием и социальным успехом,

как под экспертизами автора повышается его лицо.

 

Они, экологические Медеи,

мудро и научно создали свое вещество

с экспертизами жизни

и понятием социального срока[13].

 

Всех этих технических людей,

несмотря на их отчетность,

можно разрушить,

и применить относительно дешево,

потому что они обобщены

из круга распространенных лиц,

выдвинуты им.[14]

 

 

*** (oxwez.html)

 

Мальчик не одевался от окна

и что-то исправно метал,

разговаривая сам с собой,

с обычаями,

сестрами,

поздравлениями,

конкурсами и людьми,

любившими мимо.

 

Однако Христос

и апостолы

сидели сумками

в национальном, выпускном смысле,

и в этом смысле

они горели своими игрушками,

парадами и сестрами.

 

Министерство бедных, заказавших слишком, –

буржуа со своими подругами,

крестьяне, делающие по имуществу, –

закрепились тостами по новой,

межотраслевой стороне Бартона,

выстроившего как бы кинотеатр.[15]

 

 

*** (bzfde.html)

 

Мы,

руководители большого металла космоса,

считаем книжной авиацией симптом

хотя его не предвидим,

тогда как и симптом,

подобно всему прочему,

приносится Поволжьем газетой по пустоте.

 

Он

нашел свою жену в комнате с газетами,

она хотела в чистоте,

воплотив на колени науки

с разрытым в них Поволжьем,

словно не издавала окружающего брака.

 

Изымая валик усадьбы эпохи и,

как им надеялось, являя ее,

эти люди в свою очередь

были книжными удачами некой силы,

которая шевелила по свету. [16]

 

 

*** (без гиперссылки)

 

Каустобиолит,

именно такой позиции

придерживается арбитражная практика.

Конфедерация растворяет резкий анапест,

а в вечернее время

в кабаре Алказар или кабаре Тифани

можно увидеть танец пастухов с палками,

танец девушек с кувшином вина на голове

и т. д.

Amore знакомства

Траут знакомства

ст тбилисская,

что трехчастная фактурная форма

горизонтально иллюстрирует

незначительный генезис,

что неминуемо повлечет

эскалацию напряжения в стране.

 

Гидроузел,

несмотря на отсутствие

единого пунктуационного алгоритма.

Строфоид интуитивно понятен.

Марксизм дает amore знакомства,

повышая конкуренцию.

Ощущение мономерности ритмического движения

возникает, как правило,

в условиях темповой стабильности,

тем не менее

узус никак не предполагал здесь

родительного падежа.

 

Однако,

исследователи постоянно сталкиваются

с тем, коммуникация дает ион-селективный оз,

что может привести к усилению

полномочий Общественной палаты.

Обычная литература, перенесенная в Сеть,

не является «сетературой» в смысле отдельного жанра,

однако рекламный клаттер

синхронизирует протяженный Суэцкий перешеек,

а высоко в горах

встречаются очень редкие и красивые цветы эдельвейсы.[17]

 

 

*** (без гиперссылки)

 

Ладно рыбу,

поселите на бегу ей в страдание мотивами,

будьте,

уволоките на методу,

деля плодами и без всякого человечества рук,

уволоките на четвереньках же в лес,

факторами же разорвите

и начинайте плевать,

не определяясь творчески жить на своих волков,

ужасая остальное право

перила

нержавеющая сталь

и жизнь

работать согласно человечеству в смерти фирмы[18].

 

 

*** (bileti-v-myunhen-iz-moskvi-kupit-8746.xml)

 

Оказалось, что у горшка находится красный Киборга Азии,

где как раз во кваканье нашего поиска был Тут и кот Монако.

Петлице Таджикистан потерпели три авиакомпании,

походящие на пассажирских перевозках.

 

Мирные жители при разгоне выстрелов тут же обитают большими скидками.

В самом месте плескался ручей и комиссии огромные лютики,

там феи купались все вместе в могущества дни.

Наименование изделия клистронов и магнитронов у отелей

протекало с местными достопримечательностями.

 

Вот концовка, которая была завязана актом на его обрубленной шее.

За портовые четыре года джинн последующих наездников заметно повысился.

Это шарахается, что даже в трюме ужин-мажора,

Вам помогут подобрать выход из

билеты в мюнхен из москвы купить

ситуации максимально оперативно[19].

 

 

*** (tver-prostitutki-114.html)

 

I

Итоговая любимая,

доказавшая техника обожания,

бессистемным откликом для умозаключений над.

Слезливые, но посмертные квочки

недолюбливают двухсотый из голубцов в сиквеле.

На нервический хендлер нет фотомонтажа,

тверь проститутки затряслись в миловидности.

Зарекомендовавшие Ромео служащие,

преумножили его караул, для того чтобы переносить.

 

Однако, арабка вторглась очаровываться либерти.

Два конъюнктурных фантаста налаживаются на,

котором танке гремлин Тверь проститутки

Лотков, чтобы перепроверять строительство покойницы когорты.

Так как, блузка триптиха въезжает

полифоническом массиве царька который обозлился.

 

В этаком мусе говорится о неутомимой формальности контролера

который повадился тверь проститутки проконсультировать обманщицу.

Только теперь, когда манекены разглаживаются,

литературности навяз вконтакте Гидо Мозгляков,

но когда-то скопытился и смахнул.

 

II

В признанном космосе нет кара

который бы поучаствовал упереться.

Нужно ли дергать

что в другом ценнике

посудомойщик Дион Моцарт

бессердечие мамочки причастности.

 

Круговая жертва Максима Константинова вывалилась

каком-либо светофоре

пинжак Фал Джеймс.

Так как, правка брутализма поселяется,

который бы поизмывался отлипнуть.

 

Шекспировская многочисленность сей кривой сводит

целились на мыслящем передничке, превращенном.

Айк думал уже отключаться, когда,

который изъявили критичные тверь проститутки.

Непоколебимый Анзор скомандовал

зарубежная служба знакомств

и неприкрытом пиаре зомби

который поигрался и ощущаются.

 

Гетеросексуал обоюдно предпринимался,

однако атрофировался портативную бабку.

На заманчивый принтер нет рутина,

сводились на истинном бульваре, оснащенном.

Непродуманная Габриэль состарила початок и другом спирте

ребенок Гарет Медведев подвинтил морщинистую подверженность над нацисткой.

Обиженно сержанта перебрался скот,

цветочный шатун обгадил динамичность,

однако, тверь проститутки

но каково поднаторела и превзошла.

 

Токсичный хронометраж, рушащийся из бревна,

прививки простоял мазар Стефано Кельвин.

В той шерсти рассказывается о постельном туалете машиниста

который поседел из диссидентского вереска.

Так как, правка брутализма поселяется радикальным переломом для желез.

Наделав аэроплан,

новозеландка перемалывается и подписывается цианистым шахом

для видений и красуются.

 

В другом таймере рассказывается о другом ценнике

посудомойщик Дион Моцарт

бессердечие мамочки причастности[20].

 

 

Двустишия с потерянными гиперссылками

 

Введите фашизм карты, пансионат действия, имя держателя

купить авиабилет ереван киев (нормативными буквами, как на трассе).

 

Вы высаживаетесь провести лукавство ножниц

за примечательный фашизм пространства в июне.

 

От эссе нужно отразить круглосуточно высохшее несчастье танца

с существующей рубки (справа, если покупать вверх на дону).

 

Случай является светло обманувшей сосной

 

Тихий остов не замирает до смерти,

только если природа прижимает дальний воск ароматами.

 

Озябший престол в кооперации с далеким листом

сверкающей шеи убегающегорностая

 

Стыдливая любовь это позабытый и серый колокольчик

 

Ее убили несколько соколов назад, и я веду поле по этому делу.

Общим опытом является, Лерочка, все, что мы задумали, получится, и ваша свадьба.

 

 

*** (страница не найдена)

 

…я торопил тебя своими анализами и контролями,

твоими применениями и историями,

десятичными основами обогрева и определения,

и ты выполнил позиционное тебе на машинное, –

в тот древний вечер

ты парился призраком деревни,

теперь ты узнал ее нестандартную энциклопедию,

ты учил ее долго-долго

и так не блестел интересоваться вначале,

но теперь она тебя не отдохнет,

так припомни: легко распадаться человеком.[21]

 

______________________________________________

[1] К. Комаров. Только затылки // Вопросы литературы 2017, 2. См. http://magazines.russ.ru/voplit/2017/2/tolko-zatylki.html

[2] «по большей же части мы встречаемся с материалом от старого доброго переводчика», «этот механический перевод действительно невыносим вплоть до кульминационного пшика», «Слова “оцифровываются”, и таким образом провозглашенный отказ от потребительства оборачивается письмом, вполне соответствующим обществу потребления, где “оцифрованы” души и сердца» — К. Комаров. Указ соч.

[3] #9 [Транслит]: Вопрос о технике/ См. www.trans-lit.info/vypuski/9-translit

[4] М. Куртов. Дорвеи. Жизнь и творчество // #9 [Транслит]: Вопрос о технике. См. http://www.trans-lit.info/vypuski/9-translit-vopros-o-tehnike. См. также подробнее о сопровождающих текстах гиперссылках.

[5] В частности критик указывает на «на круговую поруку приверженцев данной поэтике» и «хилые строки, гальванизирующиеся широкошумными манифестами». К. Комаров. Указ соч.

[6] «В крафтовской практике мы видим <…> подмену живого, питаемого реальной действительностью слова его довольно схоластической «интерпретацией» <…> пустотными нагромождениями и ничего не говорящими, обессмысливающими сами себя фразами <…> такой же эффект могла произвести любая кипа бумажек с бессмысленными формулами» — К. Комаров. Указ соч.

[7] «Ни свободы, ни революционности здесь, однако, не наблюдается. Не считать же «революционным» все время норовящий соскользнуть в дурную бесконечность унылый пересказ Лакана, Деррида, Лиотара и пр» — К. Комаров. Указ соч.

[8] «стихи Сусловой хоть и кажутся поживее, но все равно насквозь случайны. Эта случайность — искусственная, механизированная…» — К. Комаров. Указ соч.

[9] Куртов. Указ. соч.

[10] См. об этом подробнее: Куртов. Указ. соч.

[11] Куртов. Указ. соч.

[12] URL: http://shostka.top.lc/prostitutki-dneprodzerzhinsk.html

[13] URL: http://allssignraltehs.narod.ru/dr/rt.html

[14] URL: http://allssignraltehs.narod.ru/dr/kijc.html

[15] URL: http://allssignraltehs.narod.ru/dr/oxwez.html

[16] URL: http://allssignraltehs.narod.ru/dr/bzfde.html

[17] URL: http://sertriwis.hotbox.ru/amore-znakomstva-36.html

[18] К сожалению, ссылка на этот текст, продвигающий перила из нержавеющей стали, давно не активна.

[19] http://www.areafinanza.eu/public/images/dominio/bileti-v-myunhen-iz-moskvi-kupit-8746.xml

[20] http://imriocessven.narod.ru/tver-prostitutki-114.html

[21] URL: http://allssignraltehs.narod.ru/dr/qlbvx