Программа финальных мероприятий Премии Аркадия Драгомощенко — 2021

with Комментариев нет

В этом году основные события Премии пройдут с 8 по 11 сентября в Санкт-Петербурге и Комарово. Премия Аркадия Драгомощенко и Центр Вознесенского открывают поэтическую микрорезиденцию, куда приглашены все авторы и авторки, вошедшие в лонг-лист Премии. В течение двух дней, 9 и 10 сентября, в Комарово пройдут три закрытых практикума для участников и участниц резиденции, а также семинары, лекции, презентации новых поэтических книг, открытые для всех желающих. Завершатся премиальные события 11 сентября в рамках литературного фестиваля «Курорт», проводимого в Комарово Центром Вознесенского совместно с комаровским культурным и гастрономическим проектом «Ларисочная».

 

Основная программа

 

8 сентября, среда

 

19:00 Санкт-Петербург, Европейский Университет, конференц-зал

Церемония открытия и большие поэтические чтения памяти Аркадия Драгомощенко

Читают: Павел Арсеньев, Юрий Бабединов, Игорь Ваньков, Анна Глазова, Дмитрий Голынко, Валерий Горюнов, Дорджи Джальджиреев, Максим Дрёмов, Анастасия Елизарьева, Екатерина Задирко, Мария Землянова, София Камилл, Елена Костылева, Павел Кошелев, Ян Любимов, Георгий Мартиросян, Станислава Могилёва, Роман Осминкин, Анна Родионова, Алиса Ройдман, Александр Скидан, Станислав Снытко, Иван Соколов, Никита Сунгатов, Евгения Суслова, Наталья Фёдорова, Оли Цве, Мария Целоватова, Александра Цибуля, Фридрих Чернышёв, Константин Шавловский

NB! Необходима регистрация

https://voznesenskycenter.timepad.ru/event/1761339/

 

9 сентября, четверг

11:00 Комарово, Дом писателей

Доклад Дмитрия Голынко «Калькуляционный дизайн современной поэзии в условиях технокапиталистического медиарынка»

По мнению авторитетных итальянских акселерационистов, Лучианы Паризи и Маттео Пасквинелли, постмодернистское общество спектакля, зрелищ и видимости, описанное и критикуемое Ги Дебором, сегодня вытесняется так называемым «обществом метаданных». Подобная модель общества управляется технокапиталистическим медиарынком с главенствующим принципом алгоритмической непредсказуемости. Чтобы сохранить статус актуальности и современности, поэзия сегодня, с одной стороны, вынуждена включиться в тот калькуляционный или вычислительный дизайн, который диктуется условиями технокапитализма с его базовыми трендами (электронное правительство, интернет вещей, инфраструктура умного города, технологии больших данных, цифровые платформы и т. д.) и, тем самым, предстать предельно алгоритмизированным медиа-технологическим объектом. С другой стороны, сверхзадача современной поэзии –  изобрести собственные зоны автономии, территории невлипания и стратегии сопротивления глобальным установкам технокапитализма.

В эпоху пандемии происходит стремительный и катастрофический крах фундаментальных цивилизационных проектов Нового времени, в частности, проекта неустанной модернизации с ориентирами на всемирный глобализм, постоянные инновации, научно-технический прогресс, гуманистические или постгуманистические ценности и т. д. В такой ситуации, когда в планетарном масштабе развиваются процессы гипер-изоляционизма и гипер-провинциализма, от поэзии и от современного искусства в целом ждут новой цивилизационной повестки, новой сцепки дружеских отношений (завязанных на вынужденном отказе от гедонистической свободы планетарных передвижений и переходе в режим онлайновых коммуникаций) и радикально новых этико-политических ориентиров.

Во время нашего дискуссионного семинара мы обсудим, насколько в (пост)ковидную эпоху и особенно в условиях российского сырьевого госкапитализма современная поэзия способна и готова отозваться на эти утопические ожидания? и, что немаловажно, насколько в тот момент, когда факторы физической близости вытесняются требованиями социального дистанцирования, молодое поэтическое сообщество готово и способно сохранять и даже исповедовать ту политику дружбы и поэтику касания, которые культивировал Аркадий Драгомощенко в логиках своего поэтического письма и в моделях своего жизненного поведения.

 

12:00 Комарово, Дом писателей

Семинар глубокого чтения «Настурции как реальности» Аркадия Драгомощенко

Ведущая: Анна Глазова

Для поэтики Аркадия Драгомощенко — определяющей как его стихи, так и прозу — характерно движение, попеременно центростремительное и центробежное, исходящее из самой сцены начала письма. В этом смысле его поэтика генеративно поэтологична: письмо начинается с письма о начале письма, а когда отдаляется от этой начальной точки настолько, что теряет ориентацию, всегда способно снова найти путь возвращения к себе в рефлексии. В «Настурции как реальности», впервые напечатанной в самиздатовском журнале «Часы» в 1987 году, это свойство письма, наблюдающего себя в своём написании, сравнивается с «сеткой Индры» — буддийской сутрой о всеохватывающей сети из камней, бесконечно отражающихся друг в друге. Такую сеть, согласно сутре, представляет собой сознание познающего всё во всём и одно в одном. Однако Драгомощенко определяет сеть Индры как «стихотворение в стихотворении», позволяющее ориентироваться в пространстве письма, «читая мысль вспять» и «обретая смысл в его отсутствии». Наш семинар глубокого чтения «Настурции как реальности» будет посвящён рассмотрению метода рефлексивности в поэзии Драгомощенко, его возможностям и невозможностям. Среди затрагиваемых тем и мотивов — место авторского голоса; определение письма через уход от определённости; наблюдение (за настурцией) как ориентация в пространстве внешнего мира и письма. 

Для участия необходимо предварительно прочесть «Настурцию как реальность».

 

18:00 Комарово, Дом писателей

Открытый семинар кружка «Красное знание»

Поэты и поэтки кружка «Красное знание» проведут открытый семинар, на котором представят свои методы эпистемических интервенций поэзии в предметные поля других форм познания и приведут примеры остранения научного дискурса посредством специально разрабатываемой в рамках «Красного знания» формы художественной речи — «поэтического доклада».

Участвуют: Анастасия Борисюк, Влад Гагин, Рамиль Ниязов-Адылджян, Максимилиан Неаполитанский, Роман Осминкин, Оля Русакова, Сергей Финогин, Елена Фофанова

 

19:00 Комарово, Дом писателей

Презентация новых книг Лиды Юсуповой и Полины Барсковой, вышедших в серии «Центрифуга» Центра Вознесенского

 

20:00 Комарово, Дом писателей

Лекция Ивана Болдырева «Диалектика: поэтизация и время конца»

Где заканчивается диалектика? Или иначе: как и когда заканчивается диалектический текст — например, «Феноменология духа»? Отправляясь от определения поэзии, данного Валери — как колебания между звуком и смыслом, — Агамбен задался вопросом о том, где и как заканчивается стихотворение, то есть где и как это конститутивное для поэзии напряжение может разрешиться. Закончить свое рассуждение он не решился, но соотнес его с поэтизацией философии. Продолжая эту серию вопросов и ассоциаций, я постараюсь показать, что поэтизация диалектики — происходящая в тот момент, когда диалектика вот-вот должна закончиться и когда вместо Гегеля в тексте вдруг появляется Шиллер, — сопровождается любопытными интертекстуальными эффектами. Исследуя их, мы можем успеть переопределить саму диалектику, пока она не закончилась.

 

10 сентября, пятница

 

12:00 Комарово, Дом писателей

Воркшоп Анны Родионовой «Маршруты. Фильтры»

Этот воркшоп — «ориентировка на местности». Он позволит понять, как в поэтике участников и участниц происходит работа с внешними данными. После небольшого экскурса в историю проблемы (мимесис, репрезентация, фильтр) участники создадут слайды, призванные зафиксировать особенности их способов чтения, письма и перцепции. Для этого им нужно будет выйти на короткую прогулку в окрестностях Дома Писателей и выполнить несколько простых заданий. Получившиеся в итоге слайды могут стать своеобразной памяткой для каждого о возможном движении его письма.

 

17:30 Комарово, Дом писателей

Воркшоп семинара «Ф-письмо». Памяти О. Л. 

Ведущая воркшопа: Елена Костылева 

Семинар посвящается памяти Ольги Липовской

«Ф-письмо» — независимый исследовательский и практический семинар, посвященный изучению гендерной литературной и эстетической теории и феминистской философии, а также обсуждению актуальных текстуальных практик, затрагивающих гендерную и феминистскую проблематику. Проект основан Галиной Рымбу. В апреле 2018 года Елена Костылева и Ольга Липовская дополнили этот проект постоянным семинаром по практическому феминистскому письму, который проходил в петербургском независимом книжном магазине «Порядок слов» еженедельно в течение полутора лет. Сейчас семинар существует в виде номадического воркшопа: он проводился на выставке Адели Черешни и Дениса Серенко «Все совпадения случайны» в галерее «Интимное место», в рамках первой резиденции в Доме творчества в Переделкино и на Фестивале феминистского письма весной 2021 года.

В этот раз мы соберемся по печальному поводу. в ночь на 24 августа в больнице умерла Ольга Липовская — соведущая семинара, феминистка, переводчица, основательница Центра гендерных проблем и просто наша подруга. Мы вспомним ее, работу с ней, расскажем о ее вкладе в российский феминизм. Традиционно сессия практического ф-письма будет поделена на две части, одна из которых будет посвящена непосредственно практике коллективного ф-письма.

 

19:00 Комарово, Дом писателей

Открытые дебаты жюри и номинаторов Премии Аркадия Драгомощенко

Участвуют: Анна Глазова, Иван Болдырев, Дмитрий Голынко, Борис Клюшников, Руслан Комадей, Елена Костылева, Алексей Масалов, Роман Осминкин, Анна Родионова, Евгения Суслова

Модератор: Никита Сунгатов

 

20:30 Комарово, Дом писателей

Презентация новых книг книжной серии «cae / su / ra» «Порядка слов»

Презентация книг «День рождения времени» Дмитрия Герчикова и «Рано заниматься любовью» Фридриха Чернышёва. Книги представят сами авторы, вступительное слово скажет соучредитель «Порядка слов» и соредактор серии Константин Шавловский.

 

11 сентября, суббота

в рамках фестиваля «Курорт»

 

15:00 Комарово, Дом писателей

Лекция Александра Скидана «Этос и габитус Аркадия Драгомощенко»

Образ Аркадия Драгомощенко на рубеже 1980–1990-х годов и на протяжении всех 1990-х (период наиболее тесного нашего общения) отмечен характерным парадоксом. С одной стороны, тотальное присутствие в культурном ландшафте, шквал новых стихотворений чуть ли не каждый день и участие в самых разнообразных начинаниях и сферах, в том числе академической (преподавание в американских университетах, ведение семинара на философском факультете СПбГУ, выступления на конференциях и т. д.). С другой — ощущение парящей праздности, полной непривязанности к каким бы то ни было институтам, готовности в любой момент уйти с конференции гулять на набережную с бутылкой вина. Похожий контраст можно усмотреть и между усложненными, теоретически нагруженными текстами, казавшимися тогда элитарными, предназначенными для «ученой» аудитории, и битнически-демократичным, контркультурным габитусом их автора. Мы попробуем разобраться в этом противоречии при помощи паратаксиса — техники, которую Драгомощенко программным образом задействует в своих произведениях с середины 1980-х. Особое внимание будет уделено «Сентиментальной элегии» из цикла «Сумма элегий» (1986).

 

18:00 Комарово, Дом писателей

Поэтические чтения финалистов Премии

Читают: Дорджи Джальджиреев, Максим Дрёмов и Оли Цве

 

19:00 Комарово, Дом писателей

Церемония вручения Премии Аркадия Драгомощенко

 

Параллельная программа

 

7 сентября, вторник

 

19:30 Санкт-Петербург, «Порядок слов»

Открытый семинар Лаборатории [Транслит] при Московской Школе Новой Литературы «Литературные войны конца XX-начала XXI века»

Ведущие: Павел Арсеньев и Никита Сунгатов

Семинар проходит в рамках вводного курса Павла Арсеньева «“Вторая профессия”: как быть писателем и не только» и предваряет мастерскую Никиты Сунгатова «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифировичем: к истории и технике литературных войн», которая начинается в октябре (подробно об этих и других курсах можно прочитать здесь).

Речь будет строиться на пересечении программ курсов Павла Арсеньева и Никиты Сунгатова, и поэтому посвящена следующим эпизодам:

— Состояние литературного поля накануне появления [Транслит] и непосредственные причины возникновения [Т] 

— Пост/концептуализм, деполитизация, расторжение (спб) и вторжение (мск) новых левых в литературу

— Сегодняшнее состояние дел и проблематичность алармистской метафорики и институциональной критики в 2021

 

11 сентября, суббота

в рамках фестиваля «Курорт»

 

12:00 Комарово, Библиотека

Открытый семинар Лаборатории [Транслит] при Московской Школе Новой Литературы «Невидимая история, картография и авто-этнография второй культуры, или Литература как антропологическая практика»

Ведущие: Павел Арсеньев и Алексей Конаков

Исследователи литературы, как правило, сфокусированы только на «сюжете» или «усилии сочинения», презентуемом самим писателем внутри текста, и это мешает им видеть обилие совсем других историй и других технических характеристик, эту литературу сопровождающих. Это может быть инфралитературный уровень — как, к примеру, антропология инструментов письма, которую рассматривает в своих последних работах Павел Арсеньев. Но это могут быть и экстра- или паралитературные истории, на которых сосредоточивается в своих этюдах Алексей Конаков. Отношения между реконструкцией инфра- и плетением экстра- и пара- можно было бы сравнить с двумя версиями психоанализа: фрейдовскому проникновению в глубины «технологического бессознательного» литературы противопоставлено юнгианское видение вынесенных вне литературного поля нарративов. 

В своем семинаре-в-диалоге Павел Арсеньев и Алексей Конаков обсудят важнейшие вопросы литературной технологии и литературного быта: Можно ли редакции жить в коммуне? Допустимо ли печатать стихи своих возлюбленных? Возможно ли издавать русский литературный журнал из Риги, Женевы или Венеции?

 

13:30 Комарово, Библиотека

«Совместное высказывание художника и поэта». Дискуссия Ильи Данишевского, Дмитрия Хворостова и Евгении Сусловой

Илья Данишевский и Дмитрий Хворостов расскажут о работе над зинами поэта Никиты Сунгатова и художника Сергей Савельева, а также поэта Сергея Уханова и художника Кирилла Гатавана. Также вместе с Евгенией Сусловой участники поговорят о связи между искусством и литературой, различиях и сходствах в работе художника и поэта.

 

16:30 Комарово, Дом писателей

Беседа с художником и писателем Павлом Пепперштейном о поэзии и Комарово. Модератор: художник и куратор Дмитрий Хворостов

История, места силы и известные жители легендарного поселка в рассказе от автора культовых романов, визионера и графика Павла Пепперштейна.

 

17:30 Комарово, Ларисочная

Концерт поэта Андрея Родионова и музыканта Александра Зайцева

 

22:00 Комарово

Ночь Геофилософии

С наступлением сумерек геофилософская группа исследователей и исследовательниц Неизвестного, но Возможного проведет полевую прогулку по комаровскому берегу. Перед группой стоит задача расшифровать зональный заговор местного ландшафта, наложенный на местность советским ботаником В. Л. Комаровым, в поисках новых генетических форм воображения, и разработать особую систему навигации в условиях смеркающегося ориентирования. В ход движения совместными усилиями группы планируется вовлечь онтологию леса для противостояния эрозийным процессам по-, за- и рас-терянности. К участию в геофилософском дрейф-исследовании приглашаются все желающие, заинтересованные и небезразличные. 

Ночь геофилософии проводится на книжном фестивале «Курорт» совместно с программой «Геофилософия и новый материализм» Центра практической философии «Стасис»

 

Ведущие Ночи:

Оксана Тимофеева, д. филос. н., профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, руководитель программы «Геофилософия и новый материализм» ЦПФ «Стасис» ЕУСПб

Анна Шашкова, магистрантка программы «Геофилософия и новый материализм» ЦПФ «Стасис» ЕУСПб

Андрей Глуховский, магистрант программы «Геофилософия и новый материализм» ЦПФ «Стасис» ЕУСПб

Елена Костылева, поэт

Вано Человеков, геоанархист

Михаил Федорченко, левый акселерационист, теоретик киберкультуры, аспирант ЦПФ «Стасис» ЕУСПб

Александр Сидоров, магистрант программы «Геофилософия и новый материализм» ЦПФ «Стасис» ЕУСПб

Йоэль Регев, к. филос. н., доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге

 

Поэтическая микрорезиденция в Комарово

 

9-10 сентября, Комарово, Дом писателей и Библиотека

 

В 2021 году Премия Аркадия Драгомощенко и Центр Вознесенского открывают поэтическую микрорезиденцию, куда приглашены все авторы и авторки, вошедшие в лонг-лист Премии. В течение двух дней в Комарово для них пройдут три закрытых практикума, по итогам которых будут созданы поэтические и критические тексты и переводы:

 

Семинар по критическому письму Бориса Клюшникова

Семинар по критическому письму предлагает проанализировать современное состояние идеологии, расщепленное в мире социальных сетей и алгоритмов. Что такого «социального» в «социальных сетях»? Стоит ли их использовать и настаивать на тех изменениях, которые они привносят в текст; или же лучше практиковать «великий отказ», понимая, что соцсетевая культура является частью сегмента развлечений, поглотившей жизнь. Двухдневный семинар будет построен на синтезе идей и подходов франкфуртской критической теории и современной социологии и критики социальных сетей. Как итог: мы попробуем произвести небольшие экспериментальные тексты, удерживая эти линии напряжения.

 

Переводческий микросеминар Ивана Соколова «Врата богов»

Человек, отваживающийся на перевод «с лирического» сегодня, оказывается сразу меж тьмы огней. Пройти под градом ошмётков советской школы формального перевода иногда не менее опасно, чем попасть под наркоз к буквалистски настроенным смысловикам-любителям. Знания языка очевидно недостаточно, как и беспокойства за лирическую ноту. В ходе двух кратких встреч участникам семинара будет предложен опыт первоначального знакомства с поэтическим переводом как проблемной областью новейшей словесности. Мы попробуем «подставиться»: вступить в перевод как в деятельность художественную, с её неумолимым этосом и риском. Перевод как переход — через «врата богов».

 

Практикум Евгении Сусловой «Мысленный эксперимент и проектирование ситуаций в поэзии»

Эксперимент входит в науку в XIX веке, но имеет двойственную природу: с одной стороны, он базируется на идее светлого разума и познаваемости природы, а с другой стороны, корнями уходит в алхимию и другие практики средневековья, которые сегодня считаются паранаучными. Эксперимент является магической машиной мысли. После исторического авангарда с его установкой на эксперимент, после искусства «антииллюзии» и «сценария» (П. Вайбель), к которым относятся и цифровое искусство, и перформанс, процессуальность и проектирование эстетической ситуации выходят на первый план. Мысленный эксперимент философии становится для искусства особенно важен, так как он может работать как своеобразная когнитивная инструкция. На практикуме мы разберем некоторые мысленные эксперименты и попробуем сами заняться их разработкой на территории письма.