Никита Рыжих (Украина, Новая Каховка)

with Комментариев нет

Родился в 2001 году. Публиковался в газете «Гарний настрій», журналах «Голос эпохи», «Белая скала»,  «Дзвін», «Топос», «Фабрика литературы», «Четверг», на сайте «Полутона». Победитель международного конкурса «Искусство против наркотиков», бронзовый призёр фестивалей поэзии «Собака Керуака» (номинация «верлибр») и «Каштановый дом», лонг-листёр литературных премий «Двенадцать» и «Лицей». Живёт в Новой Каховке (Украина).

 

Сопроводительное письмо Льва Оборина:

 

Тексты Никиты Рыжих привлекают, вызывают интерес своей принципиальной разомкнутостью, негерметичностью: это позволяет не столько инкорпорировать в стихотворение элементы различных дискурсов, сколько создавать эффект постоянно меняющегося речевого потока. Грубо говоря, это стихи, которым самим от себя хорошо, — критерий, позволяющий вписать стихи Рыжих в одну тенденцию (или больший поток, составляемый с известной долей произвольности и необязательности) с текстами Вадима Банникова, Виктора Лисина, Ростислава Амелина, Дмитрия Герчикова. Впрочем, ускоренная речь Рыжих, горящая от подбрасываемого из внешнего мира (соседних рядов, как сказал бы формалист) топлива, более сюжетна. Перед нами вариант современного сюрреализма — а сюрреалистического письма, которое не было бы скучным, в поэзии всегда не хватает. В финалах его стихотворений мы порой сталкиваемся с чистым аффектом: как правило, речь идёт о внезапном выбросе из сюрреальности в реальность: «зачем ты утопил в речке луну/ зачем ты сейчас/ привёл на речку меня?», «Мой брат брут/ И небо тоже это заметило/ Иначе почему я иду по дороге/ После завтрака а вокруг темно». Или так:

Хорошо что умер муж
Я теперь могу выспаться и на рассвете
Спокойно покончить с собой
Или приготовить яичницу вместо сырников

<…>

Выпить вина и навеки забыть
Свое имя

А не не умер ещё живой

Мы имеем дело с речью оглушённого, ошарашенного, внезапно жестоко разочарованного героя — и это, вслед за интересом к рассказываемому, пробуждает сочувствие к говорящему. Иными словами, Никита Рыжих умеет зацепить читателя и удержать его внимание — качество, которое, кстати, в «новоэпическом» ключе сближает его стихи с хорошей прозой (в скобках заметим, что и в хорошей прозе на русском языке нет переизбытка). Говорящий при этом загадочен («Но как тебя теперь зовут/ И как не зовут/ И как не зовут меня/ И как не назовут тебя и меня»), но даже в передаче таких запутанных и туманных состояний он полагается на эмпатию слушающего — понимание с полуслова, с первого взгляда («Всё и так понятно/ Всё и так понятно»). Эта эмпатия сюрреалистична сама по себе, потому что выброс в реальность у Рыжих связан с мотивом предательства (вновь те же цитаты: «зачем ты сейчас/ привёл на речку меня?», «Мой брат брут»). И предателем оказывается тот, к кому говорящий обращается на «ты».

Читатель в этом месте должен испытывать дискомфорт, отрицание. А стихам по-прежнему хорошо.

 

Подборка номинируемых текстов: 

 

* * *

Красные треугольники
Стен этой ночи всё и так
Понятно ты не

Всё и так понятно
Всё и так понятно

 

* * *

Вадим говорил что
Целовался с животными
Ужас
Он сам целовал себя
Упал на мраморный снег
Конечно на самом деле это не так
Просто всё равно
Целовался с животными
У него много животных
Одно из них
Это блядское обличие люцифера
Стоит у стены переоценённо словно шершавая
Вечность перед глазами
Стекла
Улыбка обязательно
Улыбка
Как это прекрасно
Напрасно но прекрасно
Хоть застрелись
Всё равно у тебя есть
Другое небо над волосами
И другая вода чистоты
Над головой
А и ещё он целовался с трансами
Но это хотя та же самая история
С концом света цвета лилий
Оставленных кем то
На ромашковом поле
Бледном как мертвецы
На самом деле бля как печально
Это всё
Печально и речка в животе бродит
Бит рок и вся
< хуйня >
Никто ничего ни о ком не знает
Опустение гора
Без дна
Бог без религии
 

* * *

Ю ю ю баюкают букву о знаки перпендикуляра
Ъ ъ ъ проплывают мимо утки
О о о набухают прежде чем лопнуть точки
Ь ь ь плачут утки с оторванными клювами

Ш ш ш вместе хриплым кашлем
Падают на землю листья и ты не понимаешь
Постучится ли завтра опять в окно
утро…
 

* * *

сказано сделано луна
упала и покатилась в речку теперь
больше никто не увидит ночью
голых людей прижавшихся к пистолетам

деревья растите
цветите цветы
собаки размножайтесь
упала упала луна

разбилась как воздух о блюдце
и вряд ли теперь
есть какая то разница
между тобой и мной

между тобой и мной
в темноте не заметить разницы
неужели нужно было топить луну
чтобы это понять

в темноте
нашу любовь никто не увидит
в темноте
в нашу любовь никто не поверит

при луне
нашу любовь никто не видел
при луне
в нашу любовь никто не верил

зачем ты утопил в речке луну
зачем ты сейчас
привёл на речку меня?

 

* * *

Мой брат брут словно слоновая
Кость брит и бел
Сверху на него опадает мел
Листьев а небо это дождь
Оно голубизной спускается на головы
Словно перья от птиц и вовсе
Ничего не ясно теперь

Лужи как ножницы их тетрадь
Изрезанная измельчённая
Словно перхоть оборванных
Слов мелких
Не поддающихся анализу
Тростников мечт и грёз

В такую пору
Пора бы появиться герою
Скуби ду в крайнем случае
Спайдермен американский исус
Который приколотит иуду к доске
Своей паутиной гвоздей и глаз
Добрых но по религиозному беспощадных

Мой брат брут
И небо тоже это заметило
Иначе почему я иду по дороге
После завтрака а вокруг темно

 

* * *

Смерть из букв твоего имени
Не ты приходишь ко мне в ответ
Душной безлунной ночью
Снова я не проживу до утра
Слово из букв твоего имени
Не любовь или дружба а просто
Слово которого нет
Если смерть это отсутствие
Тогда я сам соберу слово
Из букв словно буков твоего имени
Но как тебя теперь зовут
И как не зовут
И как не зовут меня
И как не назовут тебя и меня
Мы кажется так
Слипаются в мерзкую кашу
Чаинки чаек словно спички
Горящие буквы из твоего
Выверенного из грудной клетки
Имени
Море погибающих клеток
Плещет на горизонт
И его точки исчезают
Оглянись вокруг всегда и везде
Море море м о р е

 

* * *

Человек идущий из хлебного
Вдоль аллеи ныне несуществующих взглядов

Геометрические фигуры
Тишины

И это непередаваемое чувство дома
Которого больше нет
 

* * *

Зёрна гробницы песочных часов
Процежены
Слава тебе смерть — одичало кричал
Несуществующий злой волшебник
Все волшебники на самом деле добрые
Но что это? —
Шипы цветка на теле оставили пятна
Нарочные слёзы призвали они
И некому слёз посвятить
Ах если бы слёзы были словами
Хроника мокрых пальцев
Отменяет такой ход событий
Доставайте недруги мечи
Злые волшебники существуют
Мы будем искать их в лесах
В сёлах и хуторах
В текстах и молитвах
В себе и других
И когда нам встретятся на пути птицы
Они прокричат что пусто внутри
И вовне —
Внутри и вовне
За все эти годы скитаний и странствий
Умер волшебник

 

* * *

[Сообщение удалено]

Раньше это было новогоднее стихотворение
Но теперь нет

 

* * *

Хорошо что умер муж
Я теперь могу выспаться и на рассвете
Спокойно покончить с собой
Или приготовить яичницу вместо сырников

Теперь можно не притворяться хорошей
И поставить на обои ноутбука
Кого-нибудь из порноактеров
А ещё пройтись по улице босой
Сбрить косу не бриться под мышками и не только

Выпить вина и навеки забыть
Свое имя

А не не умер ещё живой

 

* * *

Цве ток тос кует как буд то
ему предстоит какое то расста вание
где уже не будет одного целого
О чём будет это стихотворение
если тебя нет
оглушительный оркестр
зимы и освенцим ветра
потрескавшиеся губы и след
от укуса на шее изящном месте для постамента

Непонятно откуда взялся
этот круговорот тишины
когда за стеной нет признаков дыхания
и пустая зимняя простыня
словно сперма любовника

Цветок не тоскует
цве ток делится на два
и ему уже не стать одним це
лым
проз
рачным взрощенным кому то в угоду
расство рившимся чтобы ничего этого не видеть как
дым

 

* * *

Ольга Бузова всё развалила

 

Да ведь?