Программа конференции «Письмо превращает нас»: опыт молодой русскоязычной поэзии 2010-х (2018)

with Комментариев нет

6–7 сентября, 2018. Остров Новая Голландия.
Первый Санкт-Петербургский к
нижный фестиваль «Ревизия».

 

6 сентября, четверг

Остров Новая Голландия. Павильон

 

11:00–11:30
Открытие конференции. Вступительное слово оргкомитета. 

11:30–12:00
Выступление Ильи Кукулина (Россия, Москва) с докладом «Поколение 2010-х в русской поэзии: между эстетическим и политическим».

12:0014:00
«Техника и поэтика: опосредованное производство прекрасного».
Модерация: Павел Арсеньев (Швейцария, Женева), Никита Сунгатов (Россия, СПб).

Теоретический контур: Евгений Былина (Россия, Москва), Марина Симакова (Россия, СПб), Йожи Столет (Россия, СПб).
Контур письма: Ростислав Амелин (Россия, Москва), Дмитрий Герчиков (Россия, Москва), Андрей Черкасов (Россия, Москва).
Между контурами: Евгения Суслова (Россия, Москва-Нижний Новгород).

Борис Арватов призывал обусловить искусство реальными функциями вещей — в его случае это была архитектура и станковая живопись, которые должны были отвоевать свое утилитарное применение; в случае литературы, по версии Сергея Третьякова, производственный очерк должен был занять место «литературы вымысла». Во всех этих случаях инженерно-практический интерес приводил к союзу художественного с техническим, творчества с (индустриальным) производством, а также устранению двоемирия «прекрасного» и «утилитарного». Формы, не скрывающие своей функции (и не скрывающиеся от нее), а тектонически вырастающие из материальных нужд, обладают высшей эстетичностью.

Современные искусства, включая литературу, давно перескочили этот утопический горизонт комплексного творчества-производства, пытаясь впоследствии по-разному нащупать фронт — между авангардом и китчем, официальной культурой и андеграундом, галерейным и активистским искусством. Производство давно обрело постиндустриальный характер, механизируя теперь уже не моторику, но когнитивные операции индивида, однако литературное творчество продолжает восприниматься архаически как уединенный и не механизированный досуг, обеспеченный — сознаваемым или нет — привилегированным положением.

Разговор о современных литературных формах невозможен в отрыве от рефлексии о современной постиндустриальной технике, равно как невозможно отрицать само измерение повседневного технического производства как определяющее для искусств. Каждый из нас ежедневно перемещается, доверяясь устройствам gps-навигации (а не биомеханике), руководствуется результатами обработки больших данных и прибегает к речевым жанрам, обусловленным протоколами мобильной связи (а не теснотой стихового ряда). Почему бы наконец не обратить внимание на алгоритмические операции и материальные носители, делающие возможным не только ее современное распространение, но, быть может, и само производство? Почему бы не видеть источник т.н. вдохновения в протоколах обмена данными, а конструктивный принцип — в речевых жанрах, возникающих в повседневной коммуникации, опосредуемой мобильными устройствами? Почему наконец не взглянуть на все историю литературы в принципе, как на материальную историю носителей и процедур, жестов и инструментов письма, которые «тоже трудятся над нашими мыслями»?

В то же время, чувствительность литературы к своим медиальным основаниям позволяет ей не только вступать в союз с техникой, но и рефлексировать свою зависимость от неё, имплицировать её в собственную ткань с целью аннигиляции и совершать рывки в будущее, в ещё не изобретённые техники, языки и коды. Наравне с моделью союза между машиной и письмом есть и модель их антагонизма; но и та, и другая равно уходят от романтического представления о чувственности, от буржуазной драмы, разыгранной между аффектами и идентичностями, а на их место ставят сложные отношения между человеком и техникой.

14:3016:30
«Новейшая поэзия и ее когнитивный горизонт».
Модерация: Евгения Суслова.

Теоретический контур: Ирина Миронова (Россия, Нижний Новгород), Максим Мирошниченко (Россия, Москва), Алла Митрофанова (Россия, СПб), Анна Родионова (Россия, Нижний Новгород), Евгения Суслова.
Контур письма: Ирина Миронова, Максим Мирошниченко, Анна Родионова.

Письмо сегодня находится в специфическом отношении к знанию и способам его производства. Это связано, с одной стороны, с перераспределением отношений субъекта и среды, которое мыслится как сложное топологическое пространство, где «живут» не столько объекты, сколько отношения и процедуры, а с другой стороны, с изменением статуса естественного языка по отношению к невербальным коммуникациям и логикам компьютерных языков, обеспечивающих доступ к чистой активности живых существ. Можно говорить о том, что сегодня в художественной практике — в том числе и в письме — осваиваются разные поля микроопыта. Такое освоение требует работы с более глубокими слоями языка и понимания когнитивных процессов. Новые логики требуют нового взгляда на языковую концептуализацию и на природу когнитивного события в новейшей поэзии. В ходе работы секции мы посмотрим на поставленную проблему с точки зрения когнитивной науки, нейрофилософии и новой феноменологии и попробуем подступиться к языку описания, по сложности адекватному самому письму.

17:0019:00
«Феминистское и квир-письмо».
Модерация: Галина Рымбу (Украина, Львов).

Теоретический контур: Дмитрий Кузьмин (Латвия, Озолниеки), Варвара Недеогло (Россия, Москва), Джонатан Платт (Россия, Санкт-Петербург), Галина Рымбу (Львов, Украина), семинар «Практическое Ф-письмо» (Елена Костылева, Ольга Липовская, Мария Бикбулатова, Елена Фофанова, Инга Шепелева и др.) (Россия, СПб).
Контур письма: Лолита Агамалова (Россия, Москва), Виктор Багров (Россия, Кондопога), Оксана Васякина (Россия, Москва), Иван Соколов (США, Беркли), Фридрих Чернышев (Украина, Киев).

Феминистская и квир-проблематика становится всё больше важна на постсоветском пространстве не только в контексте современного искусства и междисциплинарных практик, но и на территории литературы. Речь не только о тематике и содержании текстов, но и о том, что происходит на уровне поэтической методологии и языка, когда «гендерное беспокойство» начинает пронизывать поэтического субъекта и среду, продолжением\расширением которой он (она, оно) является. Гендерная, феминистская и квир-чувствительность, логика номады-полиглота (понятие Рози Брайдотти), языковая и аффективная экология и чуткость к среде приходят на смену «политикам идентичности» и ангажированности в новых поэтических практиках, разговор о которых пойдет в ходе секции.

 

7 сентября, пятница

Остров Новая Голландия. Павильон 

 

12:0014:00
«Документальная поэзия / объективизм».
Модерация: Виталий Лехциер (Россия, Самара), Станислав Львовский (Великобритания, Оксфорд).

Теоретический контур: Александр Колесников (Россия, Нижний Новгород), Денис Ларионов (Россия, Москва), Виталий Лехциер (Россия, Самара).
Контур письма: Павел Арсеньев, Екатерина Захаркив (Россия, Москва), Мария Малиновская (Россия, Москва), Никита Сунгатов.

Как и с какими целями поэты обращаются к документам (человеческим, официальным), почему документальный импульс становится важен для актуального поэтического высказывания? Что происходит с субъектом в документальной поэзии и с самой идентичностью поэтического? Ответы на эти вопросы, по-видимому, следует искать в длительных процессах трансформации и усложнения поэтического опыта, а также в особенностях интенсифицировавшегося в последнее время поиска «объективной» — преодолевающей традиционный «субъективизм» — инстанции речи и оценки действительности.

14:3016:30
«Опыт Драгомощенко и молодое письмо»
Модерация: Александр Скидан (Россия, СПб).

Теоретический контур: Анна Глазова (Германия, Гамбург), Дмитрий Голынко (Россия, СПб), Алексей Конаков (Россия, СПб), Иван Соколов.
Контур письма: Влад Гагин (Россия, СПб), Екатерина Захаркив, Алексей Кручковский (Россия, СПб), Александра Цибуля (Россия, СПб), Ксения Чарыева (Россия, Москва).

В новейшей поэзии отчетливо прослеживаются не только характерные для метода Драгомощенко формальные приемы (паратаксис, резкие переходы из одной модальности высказывания в другую, густая ассоциативность, нацеленность на создание «нереализуемого», «негативного» образа, как, например, хрестоматийные «крики полые чаек» или «зрачок гераклитовый кофе»), но и более глубинные, структурные элементы, определяющие план содержания. Поэзия Драгомощенко, особенно позднего, перекраивает само пространство поэтического, заступая на территорию «естественных наук» и философии и заставляя нас возвращаться к их единому истоку. Такое «возвращение», а также точки пересечения и отталкивания, мы и попытаемся проследить в практиках поэтов младшего поколения.

 17:0017:45
Презентация книги Ильи Данишевского «Маннелиг в цепях» (СПб.: Порядок слов, Новые стихи, 2018).
Модерация Елена Костылева.

18:0018:45
Презентация книги Кузьмы Коблова «Прототипы» (СПб.: Порядок слов, Новые стихи, 2018).
Модерация Никита Сунгатов.

19:3022:00
Закрытие конференции. Большие поэтические чтения памяти Аркадия Драгомощенко.

Участвуют: Лолита Агамалова, Ростислав Амелин, Павел Арсеньев, Виктор Багров, Оксана Васякина, Вера Воинова, Влад Гагин, Дмитрий Герчиков, Анна Глазова, Дмитрий Голынко, Илья Данишевский, Настя Денисова, Екатерина Захаркив, Ярослава Захарова, Кузьма Коблов, Александр Колесников, Елена Костылева, Алексей Кручковский, Дмитрий Кузьмин, Денис Ларионов, Виталий Лехциер, Станислав Львовский, Мария Малиновская, Ирина Миронова, Максим Мирошниченко, Станислава Могилева, Анна Родионова, Галина Рымбу, Янис Синайко, Александр Скидан, Иван Соколов, Никита Сунгатов, Антон Тальский, Ксения Чарыева, Андрей Черкасов, Фридрих Чернышев.

 

Параллельная программа

Порядок слов (наб. реки Фонтанки, 15)

4 сентября, 19:30
Презентация книги Галины Рымбу «Жизнь в пространстве» (НЛО, 2018). Модерация: Александр Скидан.

5 сентября, 19:30
Презентация дебютной книги Дмитрия Герчикова «Make poetry great again», вышедшей в серии *kraft в 2018 году. Модерация: Павел Арсеньев и Никита Сунгатов.

9 сентября, 19:30
Семинар поэта и переводчицы Анны Глазовой по эссе Пауля Целана «„Меридиан“: к проблеме поэтического суверенитета».