Никита Левитский (Москва)

with Комментариев нет

Родился в 1992 году в Красноярске. Учился в Красноярском педагогическом университете имени Виктора Астафьева по специальности «религиоведение». С 2013 года живёт в Москве, Нижнем Новгороде и других городах. Публиковался в журналах «Воздух», TextOnly и на сайте «Полутона». Лонг-лист премии Драгомощенко в 2015 году.

 

Сопроводительное письмо номинатора Кирилла Корчагина:

 

Для стихов Никиты Левитского характерна особая, почти телесно ощущаемая пластика — само движение речи переживается в его стихах как движение тела, как часть телесной жизни. Именно так — через последовательность телесных «вспышек», через феноменологическое ощупывание мира двигался и АТД: у старшего поэта тело представало не просто границей между воспринимающим субъектом и миром, но особой чувствительной мембраной, благодаря которой восприятие мира оказывалось возможным. К этому движению часто примешивались визуальные впечатления, разного рода размышления, отрывки прочитанных книг и т.д., и именно от этой барочности отступает Левитский, стремясь уйти дальше — за пределы дискурсивности и визуальности — чтобы сконцентрировать внимание поэзии на том, что предстает вытесненным в том числе у тех поэтов, которых принято считать верными учениками АТД, — на теле, ведь именно тело определяет и движение речи, ее дыхание, ее «распределенность».

Тексты Левитского последних трех лет (с момента его первого появления в Премии АТД) подчеркнуто разнообразны: их много, они стремятся нащупать те точки роста, которые были лишь затронуты предшественниками (как уже упомянутая телесность) или же утомили их настолько, что нужна была известная смелость, чтобы обратиться к ним вновь (как гимническое, рилькеанское самоощущение поэта, казалось бы, навсегда ставшее old-fashioned). И в то же время поэзия Левитского нащупывает путь к наиболее острым проблемам современности — к проблеме субъективности и границы между «я» и другим, к проблеме репрессированной сексуальности. Разве что проблема прямого по(э/ли)тического действия вынесена здесь за скобки (впрочем, стоит обратить внимание на название одной из неопубликованных поэм — «Луганская народная республика»), и это следует считать сознательным выбором: политика живет в этих стихах в особом виде — в виде политики тела.

Это тело выводится на свет, предстает во всей полноте своих проявлений, а не только в виде тела сексуализированного, томящегося от собственного желания или ощущающего на себе желание другого: в некотором смысле это просто тело, но именно поэтому сложна речь поэта, ведь он пытается уловить ту внутреннюю динамику жизни, что обычно незаметна, потому что выглядит самоочевидной. В предыдущих стихах Левитского можно было увидеть разные способы обращения к телесному опыту — его непосредственное исследование, попытки претворить его в новую субъективность и т.д.: здесь перед нами гимны телу и, одновременно, гимны (к) речи, что сформирована и движима этим телом.

Я думаю, что фигура Никиты Левитского важна для ответа на вопрос — какова может быть поэзия после Драгомощенко? По-своему на этот вопрос отвечают и другие поэты, попадавшие в орбиту премии, — Никита Сафонов, Станислав Снытко, Екатерина Захаркив и другие, хотя и не многие. И привлечение внимания к этим авторам кажется мне важным с точки зрения понимания того, чему АТД дал начало в позднейшей поэзии и почему для ответа на самые глубокие вопросы центральным оказывается именно его опыт.

 

Фрагмент номинируемой на премию подборки «ПЕСНИ НАШЕГО КЛИМАТА»:

 

***

теперь уже можно поймать голос тянущийся из темноты

как поток кожи, бесконечно прилегающий ко всему слышащему

жилистый и прозрачный, слои медуз, сжимающих воду

и голова наливается тяжестью

 

младенца что собака несет через ручей

невидимого в руках у невидимого великана

он тянет руки чтобы поднять твое веко, но ты одергиваешься

 

испуганно выныривая из паутин темноты и слоев темно-красного

которые ты еще ощущаешь, и их распадающиеся волны не прекратятся.

по крайней мере, пока твоя ярость не сольется с темнотой вокруг нее

 

и мерцающей тишиной этих сочетаний

усложняющих, как скопление огней в темноте справа

или белых тел плывущих над

твоим гнездом сгустившегося ожидания

материи,

 

прохода, гор песка, сползающих на ноги,

спазм пропадающий в себе как солнце…

сложность будет сложнее завтра.

расползается по воде, уходя

 

под нее, выходя и двигаясь вдоль, как рука

держащая следующее ощущение в тайне

сжимая в белых хелицерах

дрожащие

синие столбы воды, это слишком темно для глаз

 

так темно для глаз-насильников, которым

потерян счет и ты ощупываешь кровать, боясь найти

еще один в складках, затем

ладони полные слюны, желающие

есть или стать пищей